Война России с Украиной длится уже три года и ни у кого не осталось иллюзий относительно скорого ее завершения. Во-первых, силами российской пропаганды создан мощный общественный запрос на войну и Кремлю нужно будет его удовлетворять. Во-вторых, разрушение украинской государственности - цель, которую Кремль мог бы достичь и без военной агрессии. Вялотекущая война с Украиной - это инструмент России в ее противостоянии с Западом как главным идеологическим противником.

Для выживания в условиях военного конфликта с неопределенной продолжительностью Киеву необходимо научиться управлять конфликтом на Донбассе - сдерживать его распространение, влиять на конфликт и на сопровождающие его процессы. В условиях невозможности договориться с Россией, Украине необходимо усиливать собственные позиции и обеспечивать поддержку со стороны западных стран.

Несмотря на всю сложность происходящего, в Европе (в частности, в Германии) укрепляется понимание, что конфликт на Востоке Украины является частью более глобального конфликта между Россией и Западом. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриель во время пресс-конференции по итогам своего визита в Украину 2-3 марта сказал, что боевые действия на Донбассе происходят не на периферии, а практически в центре Европы. "Причем эти события касаются не только Украины и Донбасса - они касаются всех нас в Европе, поскольку мы видим, каким хрупким является мир, к которому мы все уже привыкли. Поэтому то, что мы делаем для мирного процесса, - это не благотворительность. Это касается нашей безопасности, наших представлений о жизни вместе в Европе." Более подробно немецкое видение конфликта на Востоке Украины озвучил другой немецкий чиновник, пожелавший остаться неназванным, - он заявил о восприятии конфликта не как регионального, а как конфликта, в котором Россия своими действиями подрывает устои системы европейской безопасности, зафиксированные Хельсинкским Заключительным Актом 1975 года и Парижской Хартией о Новой Европе 1990 года.

В Европе укрепляется понимание, что конфликт на Востоке Украины является частью более глобального конфликта между Россией и Западом.

Верное понимание конфликта на востоке Украины другими странами крайне важно для создания политических условий его урегулирования. Важно и осознание западными странами, что война на востоке Украины вместе с оккупацией и аннексией Россией Крыма - это не просто выяснение отношений двух соседей, а проявление российской политики ревизионизма, направленной на подрыв устоев всей системы европейской безопасности.

Но из-за того что конфликт Россия-Запад происходит значительно ниже уровня осознания угрозы большей частью западного общества и частью политической элиты, противодействие западных стран отсрочено во времени и имеет характер реакции, а не упреждения действий противника. Соответственно, и решение конфликта по разлому Россия-Запад также отложено во времени. Хотя прогресс на этом поле мог бы сильно повлиять на атмосферу отношений между Украиной и Россией.

Несмотря на проблески понимания проблемы, западные страны сегодня все же предпочитают искать решения урегулирования конфликта на Востоке Украины по линии разлома Украина-Россия. И именно политико-дипломатический путь является для них, равно как и для Киева, приоритетным в разрешении российско-украинского конфликта.

Общепринятой рамкой урегулирования российско-украинского конфликта на Донбассе являются Минские соглашения. Однако простых заявлений о готовности их выполнять мало. Для достижения прогресса в разрешении конфликта необходимо: 1) желание сторон; 2) доверие. И с первым, и со вторым дела обстоят весьма сложно. Со стороны Украины наблюдается дефицит доверия к способности России выполнять соглашения, а Россия демонстрирует намерение поддерживать конфликт в тлеющем состоянии.

Ситуация затяжного тлеющего конфликта сложилась по нескольким причинам. Во-первых, не исключена заинтересованность определенных игроков в существовании именно такого вида конфликта и они своими действиями негативно влияют на текущий процесс мирного урегулирования. Во-вторых, именно тлеющий конфликт является удобным для России инструментом в ее политике пересмотра правил системы международных отношений и утверждении права сильного. В-третьих, сопротивление Украинского государства и общества в сочетании с международным давлением делают для Кремля слишком высокой цену эскалации и расширения театра военных действий.

Международное давление, выраженное в санкциях, - это сегодня наиболее адекватный механизм влияния на государство, обладающее ядерным оружием. Мир и стабильность в ядерную эпоху обеспечивается не концертом великих держав, а выполнением договоров и приматом международного права, которое в свою очередь предполагает добровольное и добросовестное выполнение принятых соглашений. Государство-нарушителя сложно принудить к выполнению обязательств. Но это возможно и необходимо. И международное давление - именно тот инструмент, который может снизить для России привлекательность аннексии и оккупации чужих территорий и заставит ее придерживаться международных обязательств.

Сопротивление Украинского государства и общества в сочетании с международным давлением делают для Кремля слишком высокой цену эскалации и расширения театра военных действий.

Но существующие сегодня санкции - не более чем инструмент сдерживания конфликта. Этих санкций точно не достаточно для изменения планов российской власти по дестабилизации и разрушению государственности своих европейских соседей.

Другими словами, Москва способна и политически, и ресурсно поддерживать войну на Востоке Украины, но Киев вполне в силах российскому давлению противостоять. В то же время полномасштабная война на данный момент чревата большими рисками для обеих сторон. Поэтому основные усилия и Россия, и Украина сейчас концентрируют на управлении конфликтом и процессами вокруг него.

Для Киева важно добиться прекращения обстрелов на линии соприкосновения, что, помимо всего остального, является первым пунктом Минских договоренностей. Украина сегодня справедливо расценивает Россию как недоговороспособное государство из-за аннексии Крыма, агрессии на Востоке Украины, нарушения Минска-1 и многих нарушений международного права. Соответственно, критически важным для достижения прогресса в урегулировании российско-украинского конфликта являются практические подтверждения заявлений российской власти о желании мира на Востоке Украины - прекращение обстрелов контролируемых Киевом территорий, отвод тяжелых вооружений, вывод российских военнослужащих с территории Украины и возврат ВСУ контроля над границей. Неоспоримой также является неизбежность будущей деокупации и возврата Крыма как части суверенной Украины.

Несмотря на очевидную заинтересованность Москвы в продолжении военных действий на Донбассе, Киев может и должен управлять этим конфликтом.

В первую очередь для Украины важно решить следующие задачи:

1. Разработать и внедрить единую комплексную стратегию по Донбассу. Такая стратегия должна предусматривать политику в отношении оккупированных территорий во время конфликта, в время переходного периода и пост-конфликтное урегулирование. Представление Киевом своего видения будущего временно оккупированных территорий станет позитивным сигналом и людям, проживающим на территории ОРДЛО, и нашим зарубежным партнерам.

Среди прочего, важным аргументом Киева в борьбе за возвращение оккупированных территорий должен стать план возрождения Донбасса. Это вопрос долгосрочной перспективы.

Смелым, но практичным решением может стать заявление о намерении создать в будущем свободную экономическую зону с привлекательной низкой налоговой нагрузкой для привлечения крупных международных компаний.

В сравнении с бесперспективностью существования в качестве оккупированных территорий, этот план может сыграть положительную роль как для формирования заинтересованности международного сообщества в скорейшем разрешении конфликта, так и для влияния на настроения населения неконтролируемых территорий.

Не менее важно сохранять человеческие контакты. Важнейшей стороной конфликта (вовлеченной, пассивной) является население неконтролируемых территорий. Тема гуманитарной политики в отношении оккупированных территорий более чем актуальна в Украине. К сожалению, готовых решений нет, нет даже положительного опыта Молдовы или Грузии, который мог бы быть нами использован.

Ввиду ограниченных каналов официальной коммуникации наиболее эффективным способом поддержания контактов с населением ОРДЛО сегодня остается свободный режим пересечения линии разграничения и регулярные человеческие контакты.

2. Минимизировать риски использования Россией двухсторонних связей с Украиной в качестве инструментов давления. Принято считать, что экономический рациональный интерес создает возможности гасить конфликт. Однако, как показывает опыт, существующие экономические связи Россия использует в первую очередь как инструмент шантажа.

Примером критического вопроса экономического сотрудничества все еще остается энергетика. В частности Украина имеет критическую зависимость от импорта нефтепродуктов совокупно из России и Беларуси - 75,8% всего объема, все еще присутствует критическая зависимость от поставок из России топлива для украинских АЭС. Даже если эти факторы не были использованы в качестве рычага давления до сих пор, это значит лишь то, что они будут использованы в будущем.

Поэтому сокращение сотрудничества с Россией в экономических вопросах будет способствовать укреплению способности Украины противостоять российской угрозе.

Как показывает опыт, существующие экономические связи Россия использует в первую очередь как инструмент шантажа.

3. Поддерживать международное давление на Россию и работать над его усилением. Одновременно с укреплением позиций Украины в конфликте через работу в международных организациях и международных судах, важно актуализировать тему недопустимости российской агрессии против Украины в контексте сохранения режима ядерного нераспространения. Режим ядерного нераспространения держится на доверии государств к системе мирового порядка. Разбалансировка существующей системы мирового порядка уже произошла, но худо-бедно еще держится консолидацией Запада в части осуждения российской агрессии. Если за счет Украины будет достигнут компромисс, то это станет концом режима нераспространения, потому что очень сложно будет убедить неядерные государства отказаться от планов создать ядерного оружия ввиду недееспособности гарантий, предоставленных в свое время тремя ядерными державами Украине.


4. Добиваться международного присутствия на неконтролируемой Киевом территории. Действенным инструментом деэскалации конфликта на Востоке Украины может стать международная миротворческая миссия, которая будет контролировать обеспечение режима прекращения огня вдоль линии разграничения и отведение тяжелых вооружений. Идея временной международной переходной администрации также имеет неплохой потенциал для прогресса в разрешении конфликта.

Задачи такой миссии должны включать разведение сторон, демилитаризацию боевиков "ДЛНР", выведение военной техники из ОРДЛО, мониторинг всей части неконтролируемой российско-украинской границы, создание условий для возвращения перемещенных лиц.

И хотя на пути к реализации идей миротворческой миссии и МПА стоят препятствия в виде необходимого согласия России и больших размеров возможной миссии, данные предложения обязательно должны присутствовать на столе переговоров по урегулированию конфликта.

5. Укреплять государство, усиливать экономику и увеличивать обороноспособность Украины. Кремль в этом конфликте делает ставку на истощение Украины и усталость Запада. Сложные условия войны сами по себе являются неблагоприятными для развития страны, но для Украины они также создают окно возможностей для получения кредита общественного доверия для проведения по-настоящему глубоких системных реформ. Обороноспособность Украины напрямую зависит от экономического роста и модернизации страны и тут в качестве вывода напрашиваются слова того же немецкого чиновника, который пожелал остаться неназванным: "Ключ к будущему Украины находится не на Донбассе, а в Киеве. Для Украины сегодня жизненно важно проводить реформы и становиться сильной".

Елена Снигирь 
аналитик Национального института стратегических исследований 

Читайте также: Евгений Марчук: Выборы в Донбассе возможны не ранее, чем через три-четыре года после войны

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.