Перспективы Варламова, на первый взгляд, выглядят туманными. Однако списывать со счетов человека, совершенно незнакомого старшей аудитории дисциплинированных избирателей, не стоит. Выдвижение Варламова в мэры выглядит не эпизодическим приколом интернет-сообщества, а признаком целой тенденции.

Парень в растянутой клетчатой рубашке "1984 года рождения, образование среднее специально, временно не работает" сумел, по-приколу,  переиграть в своем избирательном округе весь состав заслуженных дядь

Судите сами. Немногим ранее, в марте, никому неизвестный профессиональный игрок в покер Максим Кац стал депутатом Щукинского муниципального собрания в Москве. Парень в растянутой клетчатой рубашке "1984 года рождения, образование среднее специально, временно не работает" сумел, по-приколу,  переиграть в своем избирательном округе весь состав заслуженных дядь и теть. Сказать,  что Кац ничего не понимает городах, нельзя. По крайней мере его блог, в котором он целенаправленно говорит о проблемах Москвы, сравнивая ее с городами цивилизованного мира, доказывает,  что о нюансах организации городской среды он осведомлен, возможно, лучше главного архитектора Москвы.

Такие парни как Кац и Варламов, поведение вполне себе системной "Справедливой России",  которая покидает Думу во время выступления Путина, голодовка  кандидата в мэры Астрахани Михаила Шеина - все это  говорит только об одном:  российская гражданская оппозиция начинает формировать повестку дня. Российская политика становится все более увлекательной темой для обсуждения. Чего не скажешь о политике украинской.

Скептики,  косо наблюдающие за российскими протестами,  оказались посрамлены. Именно массовые антикремлевские выступления стали детонатором процессов, которым в будущем суждено изменить облик России. 

Критикой  протестов "разгневанных горожан" в России отличались и некоторые украинские журналисты и эксперты.  В их рассуждениях вывод о крахе российского протестного движения следовал из того, что акции оппозиции не привели ни к пересмотру результатов парламентских и президентских выборов, ни к смене власти насильственным путем. Если им и приходила идея о том, что потеря властью доверия и рост гражданской активности может приводить к  неявным последствиям, то они держали ее при себе. Между тем, то что начинает наблюдаться в России - это и есть то самое  рождение гражданского общества.  Вот так  оно выглядит, это общество ответственных перед самими собой граждан, если что. Берите, пользуйтесь.

Тенденции, наблюдаемые в России, к сожалению, прогнозируют незавидную среднесрочную перспективу для Украины. Оранжевая революция не была передовым событием, на которое должны равняться все пионеры демократии.  Будущий (и неизбежный) успех демократической России как раз и обусловлен качественно иным содержанием нынешнего оппозиционного процесса: никакого вождя, только консолидация активных граждан, чувство собственного достоинства, и желание менять. Не страну, а правила жизни в ней. Все это в сумме будет способствовать формированию нормальной политической среды. С реальными, а не фиктивными партиями, и гражданами,  желающими реально влиять на политику.

Почему все эти замечательные начинания можно трактовали как пессимистический прогноз для Украины? Потому что в отличие от российского общества, украинцы пока что не переварили существующий политический класс. Прокурорская борьба власти с оппозицией в долгосрочной перспективе только оттягивает процесс дискредитации существующего политического класса в глазах граждан. Откладывается окончательное понимание обществом того, что отслоение политического класса от реальной жизни реальных людей уже произошло. Украинская власть превращает нас в заложников фиктивного выбора: мы снова будет голосовать против большего зла. За меньшее и менее технологичное зло, успевшее провалиться в  прошлой пятилетке и изрядно пострадать от слоновьей поступи Виктора Януковича. А пока у нас есть меньшее зло, очень трудно взять ответственность за свою жизнь в свои руки.

                                                                                                                                                                                                                                                                                    Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ