Майдана. Многие были убеждены, что стоило сотням тысяч людей выйти на центральную площадь Киева, как все проблемы решатся сами собой - президент подпишет соглашение об ассоциации, правительство уйдет в отставку, в парламенте сформируется новое большинство...
При этом мало кто учитывал, что мы имеем дело с мирным протестом, связанным не с избирательным процессом, как это было в 2004 году, а с цивилизационным выбором. Поэтому количество людей на улицах - любое - не отменяло ни легитимности власти, ни количества ее депутатов в парламенте, ни готовности силовых структур выполнять приказы. Сами украинцы акцептировали этот мирный характер протеста тем, что наибольшее количество людей собиралось в украинской столице именно после попыток силовых разгонов Майдана. И, собственно, сила этого протеста и уважения к нему в обществе и мире - именно в его миролюбивости. В Киеве никто не жжет покрышек, не бьет правоохранителей, не устраивает провокаций (разве что их пытается устроить сама власть) - и в этом состоит качество украинской политической нации и уровень ее перспектив на будущее. Потому что любое сползание к насилию с любой из сторон - даже если кому-то этого хочется - открывает дорогу к хаосу, расколу, к гражданским столкновениям.
У власти есть замечательные возможности мирный протест игнорировать и работать как ни в чем не бывало - что она и пытается делать. Но считать, что власти действительно все равно, было бы наивно - мы имеем дело с самым настоящим состязанием на выносливость

Вместе с тем у власти есть замечательные возможности этот мирный протест игнорировать и работать как ни в чем не бывало - что она и пытается делать. Но считать, что власти действительно все равно, было бы наивно - мы имеем дело с самым настоящим состязанием на выносливость. Лагерь в центре Киева всегда будет для Виктора Януковича напоминанием о том, что Майдан есть и он может увеличиться. Однако настоящая победа - она даже не в количестве людей на площади, она в изменении общественных настроений как таковых.

Нет никаких сомнений в том, что большая часть собирающихся на Майдане в Киеве хотела бы "перезагрузки" власти. Но дело ведь не только в перезагрузке, а еще и в переформатировании - а то окажется, что, как в шварцевской сказке про Дракона, каждый новый правитель будет оказываться продолжением предыдущего - собственно, в украинской политической истории все так и происходит. Для того чтобы Майдан не оказывался последним средством разрешения конфликта между обществом и властью, нам не просто нужна другая власть - нам нужна власть, которую общество сможет контролировать, в которой будет соблюден баланс региональных и политических интересов, которая будет базироваться на уважении к гражданину, а не к узкой прослойке "избранных". Но такую страну нужно еще построить.

И делать это нужно, не дожидаясь выборов - тем более, что выборы еще далеко, да и результаты их без действенных механизмов общественного контроля выглядят далеко не бесспорными. Такое строительство могло бы начаться с расширения Майдана - то есть превращения его в широкое общенародное движение людей, защищающих свои гражданские права и достоинство. Я видел бы это движение как объединение тех, кто действительно озабочен будущим нашей страны - политических партий, общественных организаций, независимых профсоюзов и отдельных граждан. Ведь на Майдане находятся отнюдь не только партийные и общественные активисты, здесь могут встречаться люди совершенно различных политических взглядов и даже представлений о будущем - но они едины в одном: хотят, чтобы это будущее у них было.

Оппозиционные партии после срыва процесса европейской интеграции в нашей стране уже сделали первый шаг, объединив свои усилия в объединении общества. Затем был сделан следующий шаг - объединение усилий политиков и общественных активистов, начало диалога между политиками, общественниками и студентами. Этот процесс диффузии продолжается на наших глазах, и ему необходимо придать форму, которая поможет выработать общие ценности и программные установки, способные объединить граждан Украины. И, конечно же, такое общественное движение не должно замыкаться только на традиционных для оппозиционных сил западных и центральных регионах страны - оно просто обязано идти на восток, потому что такому большому союзу граждан будет гораздо проще говорить с жителями восточных и юго-восточных регионов страны, чем оппозиционным политикам.

Словом, нам нужен не только Майдан - но и большой Майдан, который сможет объединить всех - и тех, кто сочувствует той или иной политической партии, и тех, кто разочарован в политике, но не равнодушен к будущему Украины. И тех, кто приезжает на Майдан или приходит на него из своей киевской квартиры - и тех, кто сочувствует своим соотечественникам, но не имеет возможности быть рядом с ними. Ведь настоящий Майдан - это даже не сотни тысяч, это миллионы людей. Это площадь неравнодушия и достоинства, которая могла бы стать первым в украинской истории общенациональным объединением людей, ощутивших себя гражданами, а не просто жителями Украины. И если бы мы смогли такое широкое объединение создать, то это стало бы одним из главных результатов нынешнего Майдана.

Виталий Портников, журналист