Юлией Тимошенко близится к прогнозируемому финалу. Виктору Януковичу передали прошение о помиловании осужденной, сама Юлия Владимировна публично согласилась на выезд в Германию, из прокуратуры, в качестве гарантий сделки, уволен главный обвинитель Тимошенко Ренат Кузьмин. Все движется к освобождению экс-премьера и подписанию соглашения об ассоциации с ЕС.

Между тем, ассоциация, эта альфа и омега текущего политического процесса, видится многим в качестве конечной его точки. Не исключено, что и сам Янукович считает выезд Тимошенко в Берлин окончательным решением ее вопроса. С тактической стороны все так и выглядит. Нехитрая цепочка "освобождение Тимошенко - подписание ассоциации - получение кредитов" довлеет в коллективном бессознательном украинской власти примерно так же, как в сознании украинской оппозиции доминирует тяжелый вопрос-2015. И в первом и во втором случае мало кто задумывается над важной деталью: если ассоциация (либо освобождение Тимошенко) - это конечная точка процесса, то что же начнется после конца?

Уже сейчас стоит подумать о том, что ждет Украину, ее власть и оппозицию после подписания соглашения об ассоциации и после освобождения Тимошенко. Не менее важен вопрос не о том, каким окажется 2015 год, а что нас ждет в 2016-м. 

Подписание соглашения об ассоциации в пакете с выездом Тимошенко из страны - это  не конец всех проблем для Януковича, а начало новых

Что касается первого вопроса, то уже сейчас понятно, что подписание соглашения об ассоциации в пакете с выездом Тимошенко из страны - это не конец всех проблем для Януковича, а начало новых. Как бы ни получилось дальше, тема возвращения Тимошенко в Украину и в политику будет висеть над Януковичем, как дамоклов меч.

После выезда Тимошенко и подписания соглашения об ассоциации официальный Киев, скорее всего, получит западные кредиты. Однако кредиты, сопряженные с политической мотивацией, будут выдаваться частями. В перерывах между траншами внутри страны и в ЕС будут проходить острые дискуссии относительно того, почему власть Януковича не выполняет положения подписанного договора. Одновременно власть начнет борьбу за ратификацию соглашения парламентами стран ЕС, а внутри страны своему ядерному электорату ей придется объяснять, что ассоциация - это не вступление в ЕС. К тому же, к середине следующего года перекормленный официальной европейской пропагандой народ поймет, что кисельные реки до сих пор не текут по нашим берегам. ЕС будет жестко критиковать власть за всевозможное ограничение политических свобод - а без таких ограничений победа Виктора Федоровича на президентских выборах в 2015 году выглядит туманно. Одновременно на сцену публичной политики, пусть в эмиграции, вернется  Тимошенко. После выезда на лечение никто не станет ограничивать ее в передвижении по миру и Европе. Юлия Владимировна будет появятся в Брюсселе, читать лекции и проводить международные встречи. К 2015 году  в страну ее, естественно, никто не пустит. Однако, даже если Януковичу удастся победить в 2015-м и ЕС и США проглотят методы его кампании, затем между  Западом и оставшимся на второй срок Януковичем начнется борьба за допуск Тимошенко к парламентским выборам-2017. Западные кураторы Януковича смогут применить к нему и условную пакистанскую "схему Беназир Бхутто": манипулируя вопросом возвращения Тимошенко в Украину,  можно менять степень контроля над режимом.

Вывод из истории с посадкой и освобождением Тимошенко прост: некоторые ошибки в политике невозможно исправить. Они преследуют человека всю жизнь. Шансы на отмывание репутации на Западе для Януковича слишком призрачны. Схема торговли политическим заложниками может сработать, выкуп будет получен - один раз. А после такого политика будут воспринимать как мелкого торговца, но не как равноправного партнера. Тимошенко - это проблема, которая останется с Януковичем навсегда, независимо от выбранной модели внешней интеграции.

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ