Тимошенко и Яценюк: тест на совместимость
Казалось бы, свершилось то, о чем так много говорили. Оппозиция объединяется на базе Батькивщины, формируя единый список на выборы. В целом причины, которые движут Александром Турчиновым и Арсением Яценюком, более чем понятны.
Во-первых, и Батькивщина, и Фронт змін претендуют на одну и ту же электоральную нишу. Их избиратели отличаются решительным неприятием действующего президента и его политики. Потому у обеих партий есть только два пути: объединение либо же конкуренция, которая может взаимно повредить имиджу.
Во-вторых, в ситуации, когда Юлия Тимошенко пребывает в заключении, Батькивщине очень не хватает публичного лидера, который мог бы зажигать и консолидировать электорат. Нынешние партийные лидеры (тот же Турчинов) относятся к числу штабистов, которые никогда не претендовали на особую публичность. Не вызывает сомнений, что эту нишу с радостью займет Яценюк, что, в принципе, может пойти на пользу всем субъектам этого процесса.
В-третьих, объединение двух крупнейших оппозиционных партий позволит провозгласить монополию на оппозиционность. Лидеры единого списка вполне могут объявить себя единственной реальной оппозиционной силой, а всех тех, кто не пожелает присоединиться, объявят колаборационистами.
Словом, на первый взгляд, оппозиционная Антанта выглядит крайне перспективным политическим проектом. Но так же очевидно, подобный союз полон подводных камней.
Во-первых, кроме Турчинова и Яценюка, в Батькивщину и Фронт змін входит много амбициозных политиков. Ранее неоднократно политические проекты в Украине не переживали этапа раздела мест в списке. И сейчас в едином списке люди, которые претендовали на места в первой десятке каждой из партий, могут оказаться далеко от заветного числа "10". То есть повод для конфликтов налицо.
Во-вторых, Яценюк явно претендует на место всеукраинского оппозиционного лидера, что означает и президентские амбиции в будущем. В то же время ясно, что у Батькивщины единственный лидер - Тимошенко, и на сегодня главная задача этой партии - вернуть Юлию Владимировну в большую политику. Заинтересованы ли в этом Турчинов и Андрей Кожемякин? Вне всякого сомнения, поскольку от этого зависит их собственное политическое будущее. Заинтересован ли в этом Яценюк? Вопрос не имеет однозначного ответа. Следовательно, есть серьезный конфликт интересов, заложенный в само основание оппозиционной Антанты.
В-третьих, непонятен сам политический статус союза. Пока что речь идет о том, что кандидаты-фронтовики пойдут по списку Батькивщины, но Фронт змін распускаться не намерен. Следовательно, под брендом одной партии в парламент пройдут две, каждая из которых будет иметь свои структуры, членство и амбиции. Как долго просуществует такой союз в стенах парламента, не повторит ли судьбу НУНС?
Таким образом, сейчас создание единого оппозиционного списка выглядит перспективной, но неоднозначной идеей. Попробуем представить основные возможные сценарии развития событий.
Первый можно назвать традиционным: на определенном этапе переговоры завершаются провалом, а каждый из субъектов обвиняет несостоявшихся партнеров в срыве единения. Это вполне соответствовало бы украинским политическим традициям, однако серьезно ударило бы по репутации оппозиционеров, сыграв на руку власти.
Второй сценарий: создание единого списка, участники которого в парламенте разбиваются на две фракции, каждая из которых ведет собственную политическую линию.
Третий предполагает, что консолидация может завершиться созданием единой мега-партии во главе с Яценюком.
Четвертый связан с возможным возвращением в большую политику Тимошенко, что, естественно, приведет к переформатированию политического процесса и потере Батькивщиной стимулов к объединению.
Пятый сценарий: переход Яценюка из оппозиции во власть. Арсений Петрович не согласится на меньшее, чем пост премьера, и даже если он получит соответствующее предложение, предсказать его ответ не так уж и просто. Но ясно, что переход Яценюка во власть снимет любые вопросы по поводу объединения оппозиции.
На данный момент объединение - скорее теория, чем свершившийся факт. Представители Батькивщины и Фронта должны будут сломать сложившиеся традиции, чтобы превратить декларации в реальность.
Политическая консолидация - единственно возможный путь развития для Украины, который должен привести к образованию двухпартийной (двухблоковой) системы или, по крайней мере, системы из нескольких основных политических игроков.
Но ключевая проблема на этом пути - лидерский, персонализированный характер украинских партий. Лидеров не может быть много, и если партия лидерская, то в ней либо остается один сильнейший, либо она распадется. Для того чтобы оппозиционные партии могли объединиться, они должны выработать платформу единства, программу общих задач и действий, которая позволит согласовать противоречия. Если партия строится на программных принципах, то это автоматически снимает все барьеры для консолидации.
Затеянный процесс консолидации станет тестом на зрелость оппозиционных политиков. Преодолеют ли они болезни роста, связанные с доминированием личных амбиций? Есть ли у них единое видение будущего страны? Готовы ли они ради общих целей на консенсус? Пока что мы слышим о распределении квот и мест в едином списке, но ничего - о подготовке общей предвыборной программы.
Петр Олещук, политолог