Юлии Тимошенко качнулся в обратную сторону. Закон, по которому она должна была выехать за границу, не принят из-за саботажа Партии регионов. Подписание ассоциации с ЕС срывается, аналитики ломают голову над тем, чем продиктован такой резкий разворот Виктора Януковича от европейских берегов. Многие склоняются к версии о российском следе в текущих событиях. Якобы Владимир Путин в обмен за срыв договоренностей с Евросоюзом пообещал Януковичу что-то ТАКОЕ, от чего последний никак не смог отказаться. Далее якобы последует резкая переориентация на Россию, Таможенный союз и беларусизация страны.

Такой анализ текущего клубка проблем грешит одним недостатком: рисуемые модели дихотомичны. Считается, что Украина безальтернативно обречена на скольжение в сторону Запада либо Востока. В этой дихотомии есть резон, поскольку критическая экономическая ситуация диктует необходимость склонения в сторону гипотетических финансовых доноров. Доноры эти, естественно, могут находиться исключительно на Западе либо Востоке. 

Эти  рассуждения, во-первых, основываются на неполной информации, во-вторых, могут не совпадать с мотивами и логикой Януковича. Мы считаем, что он делает рациональный выбор между Западом и Востоком, тогда как сам Янукович (или его окружение) между Западом и Востоком могут выбирать некую разновидность северокорейского пути Чучхе.

Чучхе, напомню, это доктрина опоры на собственный силы, подводящая теоретические основы под полное тягот и лишений бытие КНДР. Проще говоря, Чучхе - это такая штука, которая объясняет северокорейцам, что кругом враги, голодаете вы из-за происков Запада, и только семейство Кимов служит последней линией обороны между вами, непутевыми, и акулами империализма - только и мечтающими о том, как навязать однополые браки или вообще превратить  северокорейских трудящихся в биотопливо. Эта сторона Чучхе, скажем прямо, не уникальна, хоть и доведена до предельной крайности. Любопытна основная статья экспорта КНДР. Поскольку десятилетия эффективного хозяйствования Великих руководителей из династии Кимов привели к полной научно-технической и гуманитарной деградации подвластной территории, основной статьей экспорта этой страны  является страх. Бряцание оружием, атомные испытания, взятие в заложники американских граждан - все эти мероприятия происходят с завидной регулярностью. Сопровождаются они очередным раундом каких-либо трехсторонних переговоров, предоставлении Корее финансовой помощи и, о чудо, временным затишьем, после которого весь порочный круг уходит на новый виток.

Янукович, конечно, не Ким Чен Ир. Но полагать, что какой-либо из векторов интеграции представляет для Януковича какую-либо ценность - значит ошибаться. Виктору Федоровичу интересна та интеграция и те внешние контакты, которые сопряжены с выделением денег и помогут ему остаться у руля в 2015 году.

Виктору Федоровичу интересна та интеграция и те внешние контакты, которые  сопряжены с выделением денег и помогут ему остаться у руля в 2015 году
При этом стоит учитывать, что по уровню интереса для внешнего мира Украина очень отдаленно напоминает КНДР. То есть мы все тут уверены в том, что в Вашингтоне и Брюсселе круглые сутки размышляют над тем, как же с нами быть. Украина сама по себе волнует мировые центры намного меньше, чем проблемы финансовых кризисов, терроризма, дисбаланса торговли и прочих неприятностей современной цивилизации. Украина - проблема третьего ряда, ведь в отличие от КНДР, тут даже ядерного оружия нет. И миллионов фанатиков, готовых воевать за своих лидеров тоже нет. Парадокс ситуации состоит в том, что Тимошенко для Запада - единственный привлекающий к Украине внимание фактор. С "вопросом Тимошенко" Януковича принимают в ЕС, из-за Тимошенко к стране приковано внимание Вашингтона, Тимошенко - это фигура, свобода которой измеряется в суммах кредитов и финансовой помощи. Мы считаем, что Тимошенко для Януковича - это проблема. А почему не туз в колоде? Тимошенко - это возможность выторговать для себя исключение из общих правил. В определенном смысле Тимошенко для Банковой - как газ для Путина. На данный момент ее свобода является ликвидным экспортным ресурсом официального Киева. Невосполнимым ресурсом. Как страх, который экспортирует северокорейский режим. 

Это означает, что пока вся чехарда в Раде вокруг законов о лечении Тимошенко - это продолжение торгов. И крест на освобождении Юлии Владимировны (и на ассоциации с Евросоюзом) ставить не стоит. С другой стороны, нужно морально готовиться к тому, что решение этих проблем не будет линейным, и за ассоциацию придется побороться дольше. Партия власти и дальше будет пытается продать Западу свободу Тимошенко не сразу, и по частям.

Сергей Высоцкий,  ЛІГАБізнесІнформ