Свобода споткнулась об евреев
В одном из "Крепких орешков" героя Брюса Уиллиса с табличкой "I Hate Niggers" занесло в черный квартал Нью-Йорка. Это было условие мстительных подонков, угрожавших взорвать школу вместе с детьми. Свежеиспеченный депутат Верховной Рады (№4 в партийном списке Свободы) Игорь Мирошниченко сделал примерно то же, что коп Маклейн в кино. Правда, не подчиняясь злой силе извне, а по своей воле и велению сердца. "Вона не українка, а жидівка за походженням. Цим пишається, і зірка Давида їй в руки... Вважати її своєю язик не повертається", - излил он наболевшее перед всем миром. Попавшая под раздачу "она" - голливудская актриса и бывшая жительница Черновцов Мила Кунис. По иронии судьбы, депутат поделился этой тирадой в цукерберговом Facebook, где любой чих разносится быстрее, чем в черном квартале Нью-Йорка. Гнев члена Свободы, по-видимому, вызвало одно из интервью 28-летней актрисы британской газете The Sun, где она вспоминала о случаях антисемитизма в Украине, с которыми успела столкнуться до эмиграции.
При чем тут, спрашивается, сегодня Мила Кунис из прекрасного калифорнийского далека? Да, собственно, ни при чем. Как ни при чем был капитан французской армии Дрейфус или киевский приказчик Бейлис, давшие имена самым громким антисемитским процессам конца 19-го - начала 20-го веков. За этих несчастных вступился цвет просвещенной Европы - от Эмиля Золя до Томаса Манна, Герберта Уэллса и Владимира Короленко. Вполне реализовавшаяся на чужбине Кунис в защите от Свободы, к счастью, не нуждается. Тем не менее, любопытно, где голоса нынешних инженеров человеческих душ и властителей умов. Судя по всему, им не до этих глупостей. Что за сантименты, когда на повестке дня бескомпромиссная борьба с русским языком на этикетках шоколада Roshen. Как сказали бы в том же "Крепком орешке", это война, детка, и любое бревно в своем глазу роднее соринки в глазу врага. Тем более, тамошние соринки тоже размером с бревна.
Интересно было бы услышать и что-нибудь внятное от партнеров Свободы по предполагаемой коалиции в Раде. Тем, которым не терпится вывести Украину на европейский путь. Хочется надеяться, речь не о Европе Мартона Дендеши, одного из лидеров венгерской националистической партии с ласкающим ухо названием "Йоббик". Несколько дней назад он выступил в парламенте с инициативой создать "список евреев, представляющих угрозу национальной безопасности". Как бы там ни было, факт налицо: во имя единства и священной борьбы с режимом оппозиция сцепила зубы, зажала нос и продолжает хранить двусмысленное молчание.
Между тем, общество получило любимую кость: удачный повод подискутировать о том, "жид" - это оскорбление, или "они сами себя так называли". С того времени, когда меня учили на филолога, я запомнил, что нет плохих слов. Зато есть исторические контексты и такт (или бестактность) носителей языка. Так уж вышло, что актуальный контекст этого слова - не тексты Пушкина и Гоголя, а памятное объявление, с которого начинался Бабий Яр: "Все жиды города Киева должны явиться…" И делать вид, что этого контекста не существует, то же, что сегодня разговаривать с гаишником языком "Слова о полку Игореве" и "Повести временных лет".
Что до откровений депутата, они вызывают кое-какие вопросы. Действительно ли Мирошниченко полагает, что эмигрировавшая в 7 лет Милена Кунис осталась что-то должна Украине? И относится ли сказанное только к Кунис? Нет ли претензий к другим евреям с украинскими корнями - Спилбергу, Сталлоне, Копперфильду? И не будет ли, наконец, каких пожеланий для Милы Йовович и Чака Паланика?
Вызывают ли подобные гримасы страх? Нет. Злорадство? Вряд ли. Разве только стыд. И любопытство. Станет ли теперь жизнь просто лучше, как обещает Партия регионов. Или вдобавок к тому еще и веселее - стараниями молодой команды Свободы.