До недавнего времени классики-транзитологи Альфред Степан и Хуан Линц (Alfred Stepan and Juan J. Linz, "Problems of Democratic Transition and Consolidation: Southern Europe, South America, and Post-Communist Europe", Johns Hopkins University Press, 1996. - 504 p.) считали, что для успешной демократизации необходимо, как минимум, национальное единство, а желательно - еще и относительно высокая централизация государственной власти как ключевой фактор государственного строительства. Классический пример - модель пересоздания государства и нации во Франции XIX века. Эта модель предусматривает реализацию политических стратегий, направленных на развитие централизованного унитарного государства и приоритетную защиту гражданских прав и свобод тутильной нации. Такой набор политических стратегий государственного строительства получил название nation-state policies.

На практике эта модель оказалась наиболее успешной в демократических государствах без ощутимых региональных и других различий. Зато сегодня нормой для успешных демократий, прежде всего крупных и многонациональных, является децентрализация власти по линии "центр-регионы", а также политические стратегии, которые позволяют учитывать потребности и интересы по-разному идентифицирующих себя общественных групп, которые признают, легитимизируют государственные институты, а также ключевые стратегии, которые реализуются в рамках общей государственной границы.

Те же классики-транзитологи (Alfred Stepan, Juan J. Linz, Yogendra Yadav, "Crafting State-Nations: India and Other Multinational Democracies", Johns Hopkins University Press, 2011.) признали этот факт и предложили свой теоретический "рецепт" государственного строительства для современных демократических государств, который был успешно реализован в ряде стран мира. Их рецепт получил название state-nation policies. Он касается административно-территориального устройства, которое может быть выстроено по логике децентрализованной унитарной модели или предусматривать определенную асимметрию в делегировании полномочий по линии "центр-регионы" в процессе деконцентрации или деволюции власти. А качестве основы политической системы state-nation policies предлагают модель сильного парламентаризма, когда в коалиции, формирующие коалиционные правительства, могут привлекаться как политические партии, которые пользуются общественной поддержкой во всех регионах государства, так и партии, которые опираются на электоральную поддержку в определенных территориально локализованных частях страны. Что касается логики строительства нации, то в рамках state-nation policies гарантирована защита прав как титульных наций, так и национальных и этнических меньшинств.

В своей книге "Создание государства-нации: Индия и другие многонациональные демократии" Альфред Степан, Хуан Линц и Йогандра Йадав рассмотрели не только примеры Бельгии, Канады, Индии, но и пример Украины. Учитывая то, что их книга была издана в 2011 году, описание политических процессов в Украине охватывает период только до 2010 года. Со времен Евромайдана и, к сожалению, при пока что невозобновленной территориальной целостности страны, вопрос создания государства и его демократизации встал для Украины с тех пор еще острее. Какой логике будут следовать процессы строительства государства, нации и демократические преобразования в Украине в новых условиях, когда на повестке дня стоит вопрос восстановления территориальной целостности и суверенитета?

Для ответа на этот актуальный вопрос необходимо учесть преимущества и недостатки двух альтернативных подходов не только в теории, но и на практике. В рамках парадигмы государства с помощью state-nation policies, которую предлагают Альфред Степан, Хуан Линц и Йогандра Йадав, такая повестка дня может предусматривать: усиление парламентаризма и расширение формата парламентских коалиций; углубление децентрализации власти; развитие асимметричного унитарного государства; защиту прав титульной нации с обеспечением прав национальных и этнических меньшинств. Успешность реализации такого пакета политических стратегий возможна при условии консенсуса между общественными группами и политическими элитами, высокого уровня легитимности государственной власти с точки зрения общественных групп, которые могут иметь различные или   неоднородные идентичности, а также при условии практически гаратированных верховенства права и закона.

Валентина Романова,
главный эксперт Института стратегических исследований "Новая Украина"

Читайте также: Восстановление территориальной целостности - объединяющий принцип
Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.