Превратится ли протест против повышения цен на электроэнергию в Армении в народную революцию или окажется одной из многочисленных политических акций, связанных с социальным недовольством? Многие наблюдатели воспринимают подобное противопоставление с удивлением. Армения - вообще, страна постоянной митинговой активности, как политической, так и социальной. При этом никаких особых различий в армянской политической элите нет и быть не может - практически каждая из ведущих партий страны так или иначе связана с Москвой. Тогда при чем же тут армянский Майдан?

Но стоит напомнить то, о чем в Москве и Ереване вспоминать не хотят. Протест в Киеве тоже начинался как "Майдан без политиков" и его главной задачей было убедить власть прислушаться к требованию граждан о необходимости возвращения к политике европейской интеграции. При этом главной силой протеста была, как и в Ереване, молодежь. Превращение “Майдана без политиков” в “Майдан с политиками” произошло уже после избиения студентов - но даже тогда оппозиционные лидеры старались угнаться за народным протестом. Поэтому то, что сегодня армянский протест носит социальный характер, не означает, что завтра он не перерастет в политическую акцию.

Произойдет ли это или нет, зависит от благоразумия властей. Если они удержатся от разгона протестующих, найдут компромисс, откажутся от повышения цен - то смогут отодвинуть момент крушения режима. А то, что это крушение неизбежно, может не понимать только сам Серж Саргсян. Причем нужно отметить, что такое крушение обусловлено не какими-то особыми качествами армянского президента. Просто именно на его пребывание у власти пришелся момент окончательной исчерпанности ресурса постсоветской армянской государственности - как в украинском случае этот момент пришел на время президентства Януковича.

Чтобы прочесть этот материал нужно оформить подписку. Перейдите к полной версии страницы.