Спасти Газпром. О чем договорились Путин и Янукович
В этом заявлении, на первый взгляд, есть очевидная экономическая логика - но только украинская, а не европейская. Европейский Союз потому и пересмотрел несколько лет назад свою энергетическую политику, что понял, насколько опасна и пагубна зависимость от одного поставщика газа. И главной задачей российского руководства, являющегося, по сути, не руководством России, а группой акционеров Роснефти и Газпрома, стала борьба с европейской политикой диверсификации поставок
Украина после прихода к власти Виктора Януковича - отчасти из-за высокой цены сырья, заложенной в газовой формуле, отчасти из-за обиды украинского президента на российских коллег, отказавшихся содержать его режим - также стала приближаться к европейскому пониманию энергетической политики. Началось сокращение потребления российского газа и поиски новых источников поставок. Однако то, что казалось осмысленными политическими действиями, на поверку стало заурядным соревнованием мошенников. Один хочет продать как можно больше своего товара, опасаясь честной конкуренции и краха своего огромного, архаичного предприятия. Другой хочет покупать этот товар как можно дешевле - чтобы не проводить реформ в собственной стране и удовлетворить аппетиты хищного олигархического лобби. Государственных интересов в этой конкуренции нет никакой - но именно отсутствие понимания интересов России и Украины позволило Владимиру Путину и Януковичу договориться 17 декабря 2013 года (о кредите для Украины в размере $15 млрд. и скидке на стоимость газа).
Многие думают, что Путин мечтает о восстановлении империи, царском троне и прочей лабуде. Полноте! Мелкого чиновника, оказавшегося в российском президентском кресле по милости родственников Бориса Ельцина, интересует в этом мире одно-единственное счастье - деньги. Путин прекрасно понял, что если Украина и дальше будет "откатываться" к европейцам, уже продемонстрировавшим ему нежелание жить по правилам Газпрома, он потеряет один из главных своих кошельков. Вся борьба российского руководства с Киевом, которую историки будущего назовут экономической оккупацией Украины, свелась к необходимости заставить Януковича покупать - и оплачивать - большое количество российского сырья. То, что оплата эта будет происходить из российских денег, не беда. Потому что Путин и другие газпромовские хозяева будут брать деньги из Фонда национального благосостояния (куда фактически уже перекачаны средства обычных российских акционеров частных пенсионных фондов) - и перекладывать в карман газовой монополии, то есть в свой собственный.
Выход из этого заколдованнного круга, конечно же, есть - но он, судя по всему, вне возможностей украинского руководства. Потому что состоит в возвращении на рельсы цивилизованного развития страны. В европейской интеграции. В диверсификации газовых поставок. В прозрачности внешнего кредитования - а это означает невозможность договоренностей с Москвой и получение кредитов международных финансовых организаций. В ослаблении позиций пророссийских экономических лоббистов в украинской власти - пресловутой группировки Росукрэнерго, чьи представители успешно участвовали в осуществлении путинского плана спасения Газпрома - на российской стороне.
Если реформы не будут проведены действующей властью или ее возможными преемниками, крах украинской государственности практически неизбежен. Все, что происходит сейчас, лишь усиливает экономическую несостоятельность Украины, ее неспособность рассчитываться по долгам и обеспечивать функционирование государства и его социальных обязательств. Правда, и России тоже грозит катастрофа - но вряд ли параллельный крах российской государственности нас утешит. Да, обе наши страны - настоящие жертвы "операции Газпром" и должны пытаться вырваться из цепких рук алчных продавцов и жуликоватых покупателей.
Виталий Портников, журналист