Славянск. Война вне новостей
На передовой войны ждешь увидеть то, чем заполнены социальные сети: развалины городов как в Чечне, недовольных всем на свете солдат и озлобленных на Украину гражданских. Но на месте - понимаешь, что не подозревал о настоящих последствиях российско-украинской войны в Донбассе. Здесь видишь русских украинцев. Они почувствовали вкус свободы и защищают ее с оружием в руках от диктаторской России. Видишь растерянных гражданских, которые еще вчера бросались под БТРы "хунты", а сегодня, облегченно выдыхая после оккупации бандитами, встречают украинскую армию. Есть и непробиваемые гражданские сепаратисты, число которых все же уменьшается. Складывается впечатление, что прямо на глазах Украина постепенно просыпается - агрессия Москвы отрезвила Украину. Но процесс только начался и может занять годы.
"Вы нас хотите убить и отчитаться перед Западом"
Район Славянска - необычайно красивое место. Чистейший воздух, бесконечные поля, реки и леса. От кислорода кружится голова. Глядя на красоту вокруг, не понимаешь, как здесь нашлось место войне и терроризму. Большинство тех, с кем удалось поговорить здесь - украиноязычные фермеры.
Стоим в бронежилетах в поле недалеко от военной базы АТО под Славянском. Вместе со мной два фотографа - Александр Перевозник и Сергей Харченко.
- Здравствуйте! - беззаботно улыбаются две местных девушки, проходя мимо.
Первое впечатление: большинство тех, кого мы здесь встречаем, войны не замечают. Все заняты своими делами, а взрывы и стрельба - обыденное дело. Но если остановить прохожего и задать несколько наводящих вопросов, становится ясно, что внешняя беспечность - лишь психологический барьер от реальности.
В пригородах боевиков практически не осталось. Армия вплотную подошла к некогда жилым кварталам Славянска. Основные события - там. Переселенцы из города рассказывают о регулярных минометных обстрелах. Винят в этом украинскую армию. Категорически отказываются верить в то, что город обстреливают террористы, чтобы дискредитировать силы АТО. Но есть люди и с другой точкой зрения.
Другая тяжелая тема - собственная ответственность за случившееся. Местные жители не видят связи между поддержкой вооруженных боевиков и результатом этих действий - войной. Даже те, кто разочаровался в "ополчении", пользуется аргументом "вам можно было Майдан делать, а нам нельзя?". Глядя на лишенных крова людей, меньше всего хочется, чтобы это повторилось в других городах. Нынешние переселенцы поверили, что 30% может решать судьбу региона. Но вместо диалога, люди Донбасса предпочли взять в руки оружие и поддержали боевиков из России. В итоге - оказались не готовы к войне, разрушениям и смерти близких. "Как в Крыму" - не получилось.
- Вы правда считаете, что мы в Киеве хотим вас уничтожить? - спрашиваю одного из переселенцев в Изюме.
- А как же иначе? Конечно! Просто раскатать нас и все. А потом отчитаться перед Западом о проделанной работе.
Перевожу дыхание и смотрю в сторону. Передо мной мужчина лет 45. Совершенно убежденный. Он курит и тоже не смотрит на меня. У меня в руках нет автомата - только диктофон. Но я тоже - "каратель". Бандеровцами сторонники России теперь называют всех, кто носит украинский паспорт в кармане и живет за пределами Донбасса. Я, коренной киевлянин, тоже бандеровец.
"Я обязательно вернусь живым"
Солдаты в зоне АТО излучают уверенность. Здесь чувствуешь, что армия есть, но ей не хватает снаряжения. "Да мы до Москвы дойдем, если дадут команду!" - смеется паренек лет 20 в дырявых берцах. Ни на что не жалуется. Сам из Харькова. "Я со всей родней в России разругался. Для них я - фашист, потому что просто люблю свою землю. Они для меня тоже больше не родственники. Поддерживают Путина. А Путин - он кто? Вот он и есть настоящий фашист", - говорит он.
Фотокорреспонденты Александр Перевозник и Сергей Харченко
Владислав Селезнев - официальный спикер АТО, координатор работы журналистов в зоне боевых действий
Парни на боевых позициях вокруг Славянска внимательно изучают подъезжающие машины и держат автоматы наготове. Здесь больше не рискуют и готовы стрелять на поражение. "Я обязательно вернусь домой живым", - говорит боец на крайнем армейском блок-посту армии под Славянском. О смерти здесь не говорят. Не принято. Говорят о женщинах и вкусной еде.
"Вы только лицо мое не фотографируйте, а то все мои думают, что я в командировку уехал", - самая распространенная просьба. Большая часть всех, с кем удалось пообщаться - добровольцы. Пришли защищать страну. "Если не остановим заразу здесь, она поползет дальше. Страну разрушат просто", - объясняет один из бойцов свой мотив приехать на войну против террористов.
Поездка в колонне. Странные чувства. Солдаты говорят, что обстрел может начаться в любой момент. Боевики наносят удары из минометов каждый день. Иногда - попадают. "Если едете по трассе одни - давите педаль в пол и гоните на максимальной скорости, чтобы по вам не могли вести прицельный огонь", - советуют бойцы.
Но чаще мины боевиков падают не в расположение армии, а в частный сектор. Солдаты помогают восстанавливать разрушенные дома местных, но в ответ слышат проклятия, а не благодарность. "Многие говорят, что это наши мины. Что это мы сами стреляем по домам гражданских. Молча помогаем, терпим. Ничего не поделаешь. Но иногда могут и супом накормить", - говорит нацгвардеец на одном из блок постов.
Минометы у армии, конечно, есть. Причем самые разные. Но используются исключительно для обстрела леса и кустов - "зеленки", откуда все время стреляют боевики. По жилым кварталам не стреляют в принципе. "По ночам боевики палят из всего, что только есть. Отстреляют боекомплект по нам - начинают стрелять по городу, будто это мы расстреливаем и убиваем гражданских", - говорит боец на передовой.
Солдаты уверены, что делают правильное дело. Плечом к плечу воюют с террористами украинцы Одессы, Запорожья и Днепропетровска, Харькова и Николаева. "Новороссия против российского фашизма", - смеются солдаты. Все переживают за близких, которые остались дома и ждут окончания войны. Хотя и понимают, что противостоять путинской агрессии - сложная задача. "Будем воевать, сколько понадобится. Никто кроме нас", - говорит десантник из 79-й отдельной аэромобильной бригады. Ему веришь.
Поврежденный ствол танка
Решетка спасла экипаж от кумулятивных снарядов боевиков
Вместо выводов
За дни, проведенные в зоне АТО, мы успели написать несколько материалов и фоторепортажей, услышали массу историй и пообещали солдатам вернуться сюда снова - когда будет освобожден Славянск. Слишком многое осталось за кадром. О многом нужно рассказать. Главным образом - о героях, которых когда-то так не хватало Украине. Теперь мы знаем, что они есть.
Каждый из солдат на передовой - это целая история, переплетение чувств и мыслей, маленькие вселенные, которые не передать телевизионным сюжетом или текстом. Можно только ощутить, глядя в глаза, в которых неизбежность победы, уверенность и твердость. Этого не хватает в тылу, потому что когда одни остаются позади, вперед выходят лучшие.
Рядом с солдатами понимаешь настоящий смысл украинского лозунга "Воля или смерть". Это читается в глазах. Как победить народ, если свобода для него - единственное, что представляет ценность? Это не под силу численно превосходящим силам агрессора, не под силу и местным диктаторам. Украинский народ снова доказывает, что царствовать на этой земле невозможно. Украинскому народу можно только служить - так, как это делают солдаты.
Читайте также: Десять эпизодов войны в Донбассе
Десантник из Москвы: Мне стыдно за озверевшую Россию Куда и от кого бегут переселенцы Донбасса
Фоторепортажи: Лагерь украинских силовиков Блокпосты под Славянском Переселенцы Донбасса
Фото - Александр Перевозник, Петр Шуклинов