вывести украиснкие войска из Крыма - и правильное, и запоздавшее одновременно - подведет черту под первым, полувоенным актом российско-украинской войны. Второй акт непременно наступит. Очень скоро.

Нет смысла рассуждать о мотивах и логике Путина. Движет ли им коллективный Уралвагонзавод или нефть на черноморском шельфе - какая разница? Украина теряет свои земли и  достоинство. Второе после Майдана намного важнее. Потому как одна из очевидных целей Путина - унизить украинцев, унизить Майдан.

Уже сейчас видно, что крымская тактика дает сбой в континентальной части Украины. За несколько недель новой власти удалось худо-бедно стабилизировать ситуацию на Юго-востоке. Арест нескольких диверсионных групп и самопровозглашенных народных губернаторов явно пошел на пользу гражданскому миру. Агрессивность и массовость пророссийских митингов снижена, как и их количество. Попытка протащить вопрос о федерализации прошла только через Луганский облсовет, и очевидно, что это решение может быть отменено в юридическом порядке синхронно с мероприятиями, направленными на вразумление лидера регионалов Александра Ефремова, контролирующего Луганскую область. Пассивность государства по поводу поведения Александра Сергеевича вызывает недоумение. Ведь спектр воздействия на такого видного политика и бизнесмена не ограничивается формальными действиями. Очевидно, у господина Ефремова еще все впереди.

Что означает первый провал сепаратистов на Юго-востоке Украины? Сведения, приходящие из регионов, указывают на то, что Кремль корректирует тактику и пробует скрыто, путем политического подкопа, зайти в юго-восточные области. Политические диверсанты Кремля и Януковича начинают плотную работу с местными властями для организации ползучей аннексии Юго-востока снизу.

Как это может выглядеть на практике? 

В один прекрасный день два небольших города, скажем, в Донецкой либо в Херсонской области принимают решение о проведении референдума по поводу федерализации. На следующий день такое же решение принимают местные советы еще пяти пгт, затем еще десяти. Все может проходить относительно незаметно для центра. Пока в нескольких районах, проголосовавших за референдум, не появятся зеленые человечки из "местной самообороны". Это будет сигнал местным феодалам - пора ложится под Россию и ускорять процесс выказывания лояльности новым хозяевам, так как потом может быть поздно. Граница этого ползучего сепаратизма проляжет только по линии сопротивления граждан - то есть остановится в том месте, в котором жители будут готовы вынести горсовет либо райсовет из зала заседания вперед ногами за одну лишь идею проголосовать подобное постановление.

Такая тактика ползучей аннексии может быть легко купирована крепким государством, с отлаженной работой силового аппарата. И требует от руководства страны и силового блока жестких и даже жестоких решений. Во-первых, решения об аресте сепаратистов вне зависимости от их кулуарных связей и уровня влиятельности. Во-вторых, решения о ликвидации силами армии любых неустановленных вооруженных формирований, поддерживающих сепаратистов. В-третьих, решения о начале полномасштабных военных действий в случае если российская армия перейдет границу и двинет в Украину на выручку своим же "отрядам самообороны".

Принятие таких решений требует от нынешней украинской власти практически невозможного: консолидации в вопросах национальной безопасности и государственности Украины.

Что же мы наблюдаем вместо этого? Начавшуюся неистовую борьбу за пост президента, в которой вопрос национальной безопасности становится просто фронт-темой кампании. Всем политическим силам интересно погромче высказаться на эту тему, а не сделать нечто реальное. Юлия Тимошенко критикует военное начальство. Можно и покритиковать, ведь оно было назначено по квоте другой партии. Анти-тимошенковская коалиция, в которой замечены представители Петра Порошенко и Сергея Левочкина, валят всю ответственность на Тимошенко, разгоняя при этом информацию о том, что Крым Путин оттяпал только для того, чтобы Вона смогла стать президентом. Ага, и счета кооператива "Озеро" заморожены американцами в рамках какого-то коварного плана Путина и Тимошенко. Спецслужбы снова формируются по квотно-партийному принципу. В  тылу до сих пор развернута российская сеть агентов влияния, местами совпадающая с контурами Партии регионов.

Вопрос национальной безопасности становится просто фронт-темой предвыборной кампании

Между тем, единственная политика, которой в состоянии внешней агрессии должно руководствоваться силовое сообщество - это политика обеспечения независимости и суверенитета Украины, политика защиты граждан внутри страны и за рубежом. Спецслужбы и армия должны быть максимально деполитизированы, при сохранении  политико-правового надзора над их деятельностью. Если оздоровить существующие структуры невозможно, то все здоровые патриотические элементы (а патриотов хватает и в армии, и в СБУ) следует вывести в новые подразделения, реорганизовав функции существующих. Получится ли эксперимент с Нацгвардией, пока неясно, но уже смущает наделение новой военизированной структуры полицейскими функциями.

Хотя именно Нацгвардия, как новое Бюро защиты государственности, могла бы сосредоточиться на борьбе с ползучей российской агрессией - диверсантами и сетями боевиков. В целом речь должна идти о построении государственного силового кластера, не подвластного сиюминутным политическим течениям. Этот кластер должен обеспечивать госбезопасность и быть наделенным функциями разведки, контрразведки, а также курировать политику защиты государственности в сфере пропаганды и контрпропаганды, иметь развернутое диверсионно-боевое крыло, которое можно сформировать на основе армейского спецназа (традиционные конкуренты "Альфы"). Создание такой сети по защите суверенитета невозможно без доброй воли всех политических сил и без понимания ими своей ответственности за двадцатилетнее разграбление армии и коммерциализацию спецслужб. Коррупцию надо выжечь из сферы нацбезопасности каленым железом. Трудно себе представить, что произойдет с человеком, который в угоду своим частным интересам решит понизить боеспособность израильского Цахала либо Шин-бет. Мы сейчас - один большой Израиль. На фоне российской угрозы слова "национальный интерес" перестают звучать как пафосная мантра, становясь жизненно важным правилом поведения для всех.

Если не начать реанимацию профессиональной армии и профессиональных спецслужб сейчас, то выборы 25 мая станут выборами человека, который сдаст Путину, по крайней мере, половину страны.

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ