Радикализация протеста. Последний шанс в Верховной Раде
Они не контролируются никем, в том числе оппозицией, и называются украинской нацией. А то, что происходит на улицах Киева и лавинообразно развивается на улицах других городов, называется революцией. По форме национальной, а по сути буржуазной, так как значительная часть граждан больше не приемлет феодальных практик местной власти в частности и всей политической системы в целом.
Многие годы в стране пытались искусственно сформулировать национальную идею. Национальная идея сейчас естественным образом куется на Майданах страны, на которых плечом к плечу стоят и донецкие, и западенцы, рабочие и средний бизнес. Идея эта проста и стара, как все великое: "Свобода, равенство, братство".
То, что начинает происходить в регионах - пробуждение монстра, перед котором в истории еще не удавалось устоять ни одной власти. Его имя - народное восстание. В последние месяцы много говорили о том, возможен ли Майдан в регионах, будет ли разнесен вирус воли по областям? Оказалось, да. Чем сильнее страну охватывает вирус репрессий, тем сильнее ему сопротивляется иммунная система украинцев.
Далее все, к сожалению, может развиваться по уже написанному две недели назад сценарию. Учитывая назначение на должность главы Администрации президента Андрея Клюева, которого считают идеологом силового разрешения кризиса, уже в ближайшие часы можно ждать эскалации конфликта. Вчера со сцены Майдана Олег Тягнибок приоткрыл аргументы власти на переговорах: уголовное преследование около тысячи ключевых активистов Майдана. После того как ключевые люди будут изолированы, последует введение чрезвычайного положения и штурм.
К чему приведут такие действия? Тенденция последних месяцев очевидна: насилие власти порождает встречное насилие в утроенном объеме и вовлекает в протест новых активистов. Следовательно, десятки погибших и тысячи арестованных лишь ускорят далеко не мирную смену власти. Этого, похоже, совершенно не понимают в силовых структурах, даже профильных, таких, как СБУ: как только проплаченные западной закулисой активисты будут устранены, народ выйдет из-под гипноза и разойдется. То, что объемы миллионного протеста таковы, что на место уничтоженных встанут новые, но более радикальные лидеры, до силовиков пока не доходит. Фактически власть из-за своей глупости проворонила время для политического диалога с оппозицией - пока эта оппозиция имела авторитет на Майдане. Итог такой недальновидности регионалов - расползание власти на местах и повсеместная радикализация протеста.
Новые жертвы, бронетехника, сносящая баррикады, стрельба на улицах Киева - все это, если случится, станет детонатором усиления протестов в других регионах. Скорее всего, будет просыпаться Восток, ведь доверие к власти там рекордно низкое за последние годы, а терпеть вечно сил ни у кого нет. У руля радикального протеста станет не склонная к компромиссам оппозиция, а настоящие боевые вожди. Единственный, возможно, последний шанс избежать большой крови - в ходе внеочередной сессии парламента провести, при участии депутатов-регионалов, законодательное прекращение репрессий и максимальную смену власти. Только лишь отставки Кабмина уже недостаточно. Сегодня в такой сценарий верится с трудом.
Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ