Путингейт в Польше. Кто играет московскими картами
В 2014 году, когда власть в Польше контролировала партия Гражданская платформа (ГП), Польша была единственной страной Европы, которая успешно справилась с рецессией после финансового кризиса 2008 года. За восемь лет правления ГП валовой национальный продукт Польши увеличился почти на 25%, а безработица и дефицит бюджета сократились почти вдвое. Несмотря на эти очевидные успехи, партия "Право и справедливость" (PiS) Ярослава Качиньского одержала решительную победу над ГП на польских парламентских выборах в 2015 года.
Чтобы понять, почему это произошло, нужно вернуться к 2013 году, когда Марек Фалента, влиятельный польский бизнесмен, заплатил двум официантам, чтобы они записывали частные разговоры в ресторане, который часто посещали политики. Опубликованные записи вызвали скандал, который вынудил почти все руководство ГП выйти из правительства. Среди подавших в отставку был и маршал Сейма Радек Сикорски, соавтор инициативы Европейского союза, призванной укрепить устойчивость восточноевропейских и евразийских стран к российскому давлению.
Политики PiS также часто посещали места, где делались записи, и все же ни одна их беседа в прессу не просочилась. Позднее выяснилось, что Фалента задолжал 26 миллионов долларов российской фирме "Кузбасская топливая компания", тесно связанной с президентом России Владимиром Путиным. Фалента был в конечном итоге осужден за организацию незаконной прослушки, однако никто другой, в нее вовлеченный, так и не был выявлен. Аналогичные скандалы вывели за скобки либеральных политиков в Венгрии и Словакии, которыми в настоящее время управляют самые пророссийские правительства в ЕС.