Позорное молчание власти
То, что на переговорах с МВФ всё плохо для нашей власти, стало ясно ещё в сентябре. Когда миссия Фонда взяла и уехала из Украины, так и не объявив никаких конкретных решений. Забавно, что Ирина Луценко – представительница президента в Верховной Раде, то есть человек очень информированный – успела заявить, что Украина получила от Фонда новую программу сотрудничества, но дальше этого, так сказать, "анонса" и Луценко и все остальные во власти пойти не захотели или не смогли. Какие условия? Какие транши? Какие сроки? Даже на такие базовые вопросы не было ответов.
Дальше – хуже. Обе стороны – и во власти и в МВФ – заявили, что переговоры ещё продолжаются, несмотря на скандальный отъезд миссии. Но политическая атмосфера вокруг этой темы уже была такой, что казалось, будто переговоры провалились и на деньги от МВФ рассчитывать не стоит. Начались "сливы" о том, в чём же загвоздка. Мол, главное, цена газа для населения. Требуют повышать. Наблюдатели надеялись на визит президента Порошенко в США – мол, на полях Генассамблеи в Нью-Йорке могла состояться встреча с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард, и президент мог попытаться договориться хотя бы о каком-то смягчении позиции Фонда.
Журналисты даже выяснили, что в США тогда была и Оксана Маркарова, и.о. министра финансов, специально для продолжения переговоров с кредиторами. Но договориться не то что не удалось – в МВФ вообще не захотели ещё что-то дополнительно обсуждать. И якобы именно в этом переговорном тупике нашей властью было принято болезненное решение, что газ для домохозяйств подорожает уже в этом отопительном сезоне.
С тех пор прошёл уже месяц, вот только ясности стало немногим больше, чем было. Да, видно, что в отношениях с МВФ проблемы, но почему конкретно? Да, понятно, что в предвыборном полугодии повышать цену на газ – значит, проигрывать, но только ли в этом заключается проблема? Главные вопросы о переговорах всё равно остаются без внятных официальных ответов, более того – власть уже просто прячется от содержательного разговора.
Вот посудите сами. Что узнало общество за прошедший месяц после отъезда миссии МВФ из Украины? Да, есть новая программа, как анонсировала Луценко ещё в середине сентября. Да, понятен характер этой программы, сроки и суммы возможной помощи для Украины. Понятно, что главные противоречия – по газу. Правительству пришлось согласиться, что теперь газ для домохозяйств будет стоить дороже. А что ещё понятно? А ничего. Ещё раз: уже больше месяца!
Как долго будет действовать нынешнее решение по газу? Правда ли, что в мае будет ещё одно повышение? Правда ли, что Украина обязалась следующей зимой вообще сравнять цены на газ для промышленности и домохозяйств? Нет ответов. Правительство комментирует эту тему так, что правду приходится отлавливать между строк и в умалчиваемом. Президент делает вид, что всё это его вообще не касается, и только в рамках своих предвыборных забот "велел" Кабмину ещё раз подумать о субсидиях. Верховная Рада "проштамповала" правительству бюджет в первом чтении и закрылась на две непленарные недели.
Такую ситуацию уже, в принципе, можно назвать карикатурой на демократию, но ведь и это ещё не всё! Журналистам удалось выяснить, что МВФ требовал от Украины и кое-что по антикоррупционной тематике. Вообще в меморандумах о сотрудничестве между Украиной и Фондом блоки по борьбе с коррупцией традиционно серьёзные. А что же могло быть по этой теме в новом меморандуме, но было отвергнуто нашей властью, и что всё-таки будет в нём зафиксировано?
Правда ли, что МВФ требовал расширить полномочия НАБУ по проверке электронных деклараций? Правда ли, что кредиторы требовали провести полное расследование деятельности Назара Холодницкого, главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры, который после скандала с прослушкой, как видно, приобрёл себе крепкую политическую крышу от "Народного фронта" и теперь вряд ли может считаться независимым? Правда ли, что МВФ требовал избрать действительно профессиональных аудиторов для НАБУ и провести, наконец, этот аудит?
Все эти вопросы имеют право на существование и в любой действительно открытой политической системе с властью, подотчётной обществу, на них можно было бы получить официальные ответы. Но не у нас. У нас политики делают вид, что антикоррупционной тематики в отношениях с кредиторами просто не существует. То есть если про газ и тарифы хотя бы счастлив поговорить любой оппозиционер, что провоцирует власть защищаться и давать разъяснения, – то антикоррупционная тематика вообще круглая политическая сирота, и тут деталями интересуются разве что эксперты.
Итак, что в итоге? Пока в правительстве соизволили объявить всего две переговорные позиции – частично по газу (на этот отопительный сезон) и частично по бюджету. Понятно, что кредиторы ждут принятия бюджета на следующий год в согласованных рамках. Но президент уже дал поручение, например, по увеличению расходов на субсидии. А на следующей пленарной неделе депутаты должны заняться ещё и налогом на выведенный капитал. Если этот новый налог всё-таки заработает, то из бюджета могут "выпасть" десятки миллиардов гривен доходов. Как на это отреагируют в МВФ? Или всё-таки пока нет готовности на такой налоговый шаг? Или есть, но с паузой как минимум в год? На эти вопросы тоже нет ответов. И таких вопросов – ещё десятки.
Да и вообще всё это гадание о том, что же происходит на переговорах с МВФ, которым второй месяц заняты журналисты и эксперты, очень напоминает осень 2013 года, когда общество вынуждено было гадать, подпишет ли Янукович соглашение об ассоциации. Теперь уже и Майдан начал забываться, и "144 реформы" успели провести, и Янукович, как говорят, почти спился в России, а степень закрытости власти – вновь такая же, как при старом режиме. Отвратительно!