Потешные кабмины. Оппозиция обостряет внутривидовую борьбу
Очередная инициатива Свободы, на первый взгляд, выглядит потешно. Однако, потешные полки Петра I были тренировочными лагерями, в которых обучалась будущая военная элита Российской империи. Потешная же инициатива украинских националистов не несет в себе практического функционала. Правительство, оно ведь и создано для того, чтобы править. Но в законодательном поле функционирование теневого Кабмина отменена, никаких привилегий для неких партийных правительств (в вопросе, например, доступа к секретным документам реального Кабмина) нет. Мониторить действия кабинета Азарова в состоянии и оппозиционные парламентские фракции, в том числе Свободы. Поэтому необходимость в неких теневых правительствах (в том числе и в ранее созданном оппозиционной Батькивщиной) совершенно не очевидна.
Можно было бы допустить, что инициатива Свободы с теневым Кабмином могла бы осуществляться в рамках некой партийной программы построения параллельных органов власти. Пример такого механизма борьбы с государством целых десять лет демонстрировали косовские албанцы, выстроившие под руководством Ибрагима Руговы параллельные органы власти и просвещения в пику существующим сербским институциям. Однако осуществление такой программы было бы возможно только в тех регионах, в которых Свобода пользуется подавляющей поддержкой. И для этого ей и не надо было бы даже баллотироваться в центральные органы власти. Однако это отдавало бы неким идиотизмом, поскольку украинцев притесняют сами украинцы, а никак не сербы или русские. Учитывая, что ядерный электорат Свободы в общем разделяет ее пространный тезис об оккупации Украины антиукраинскими силами, можно с натяжкой предположить, что в Тернополе ее "теневая" инициатива могла бы выглядеть уместно. В Тернополе, но не в Киеве!
Таким образом, становится понятно, что этот политический постмодернизм понадобился Свободе не для реального влияния на происходящие в стране процессы, а в пиар-целях. Кабмин партии Олега Тягнибока (кстати, планирующего участие в президентских выыборах-2015) будет создавать информационные поводы, имитировать бурную деятельность ради медиа-выхлопа. Положение граждан в государстве Виктора Януковича это не ухудшит, но и не улучшит.
Сам факт инициативы проявляет несколько тенденций, четко наметившихся в оппозиционном лагере за последние полгода. Очевидно, что каждая из сил натужно борется за свою идентичность, плодя собственные пиар-площадки. Акция "Восстань, Украина!", несмотря на активное участие в ней Тягнибока и в меньшей степени - Виталия Кличко, стала фактически эксклюзивным полем для Арсения Яценюка. Создание собственного правительства можно трактовать как ответ Свободы на доминирование Яценюка и попытку сформировать собственную повестку, не координируясь с остальной частью оппозиции. С другой стороны своими действиями будоражит и расшатывает оппозиционный лагерь Юрий Луценко. Стратегия УДАРа (если таковая вообще существует) пока не вполне ясна. Молчание Кличко, неоднократно пропустившего совместные митинги оппозиции в регионах, может быть проявлением как великой глупости, так и великой мудрости. Глупость - ничего не делать и молчать. Мудрость - что-то делать и многозначительно молчать, предоставляя избирателям возможность все додумать самим.
В целом в действиях оппозиции налицо все признаки окукливания. Увеличение числа политически бессодержательных решений показывает, что, во-первых, оппозиционные лидеры не отказались от внутривидовой борьбы. А во-вторых: не имея возможности атаковать коллег по оппозиции в лоб, они начали использовать тактику игры в шашки Го. Теперь их цель - окружить противника, навязать ему собственную инициативу, заставить его играть по своим правилам, отнять территорию. Позиционная война началась. Следовательно, ожидаемого протестной частью избирателей единства оппозиции пока не предвидится.
Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ