Последняя революция. Почему в Украине Майдан оказался неизбежен
Происходящие в Украине события уже получили с легкой руки оппозиционных лидеров Майдана имя "революция". Выглядит претенциозно, но довольно полно отображает процессы, которые не ограничиваются исключительно стояниями и митингами на площадях и "штурмами" административных зданий.
В Украине действительно созрела революционная ситуация, однако она вряд ли касается только вопросов отставки правительства, перевыборов высших органов власти и евроинтеграции страны. Нынешняя революционная ситуация является прямым продолжением Майдана-2004 и прямым результатом незавершенности начатых тогда процессов.
В английской историографии принят термин "последняя революция" ("The Last Revolution"), которым принято описывать Славную революцию 1688 года, которая, в значительной степени, и определила конституционно-правое развитие Британии до наших дней. Да, были многочисленные изменения, и политическая система современной Великобритании отличается от системы конца ХVІІ века разительно, однако после 1688-го речь идет именно о реформах. И Славная революция, состоявшаяся после знаменитой кромвелевской, была реакцией на откат к традициям монархического абсолютизма. Общество не согласилось с навязываемыми ему устаревшими правилами и в очередной раз свергло своего монарха, чтобы заложить принципы парламентаризма и ответственности правительства, на которых и основывается современная британская политическая модель.
Новый украинский Майдан породил, в первую очередь, сам президент Янукович, который, начиная с 2010 года, взял курс на реставрацию архаичной модели персонально-семейной автократии, при которой узкое число приближенных кулуарно осуществляет управление страной, не считая нужным даже информировать общество о своих действиях. Полновластный правитель, послушный парламент, управляемый суд, правящая партия, концентрация медиа-ресурсов, закрытая политическая модель "только для своих", непрозрачное формирование правительства, фальсификация выборов или вовсе отказ от них (в Киеве) - эти тенденции и цели были понятны для руководства страны, но встречали глухое неодобрение со стороны общества. Общества, которое после 2004-го успело почувствовать, что может быть все иначе. Общества, в котором успело вырасти поколение, которое не представляет, почему оно должно молчать и бояться.
Но главного вывода не сделал никто, и потому Украина сейчас вынуждена снова проходить все тот же путь, чтобы решить ключевые проблемы посредством своей "последней революции".
Очевидно, что нынешняя модель управления страной совершенно не соответствует уровню ее развития. Косный и закрытый абсолютный президенциализм, при котором господствует только один человек, а правят несколько фаворитов, не способен эффективно решать серьезные задачи. Президент вроде бы имеет власть, но закрыт от общества и не может принимать правильные решения. Люди, которых он собирает в свою команду по принципу личной преданности, также на это не способны. Все думают только о том, как бы выслужиться, а не о том, как разработать адекватное ситуации решение. В результате политическая система работает сама на себя, производя не решения, а политический шлак.
Потому на повестке дня - возврат к парламентарной республике, с углублением ответственности правительства перед парламентом даже в сравнении с Конституцией 2006 года. Если бы у нас была парламентарная республика, то все политические проблемы были бы сняты либо 1 декабря, путем переформатирования коалиции и правительства, либо несколько дней спустя - путем досрочных выборов в парламент.
Далее: серьезный, легальный и доступный способ снижения напряженности в обществе - регулярные выборы. Именно поэтому во многих развитых странах выборы разного уровня проводятся ежегодно. Зачем революции, если политически активные граждане постоянно реализуют себя в электоральном процессе? Если бы в Киевсовете заседали легитимные, пользующиеся авторитетом депутаты во главе с городским головой, а не гауляйтером, кто бы придумал хоть одно основание, чтобы штурмовать это здание на Крещатике?
Наконец, нужно уяснить одну простую истину. Правительство одной семьи не может быть ни эффективными, ни долговечным. Если ты управляешь страной, которая по развитию чуть опережает азиатские традиционные деспотии, то вынужден мириться с разными группами, интересами и их представительством. Чем уже представительство в правительстве, тем более нестабильно его существование, и тем более непрогнозируемый конец его ждет.
Разгонять в ХХІ веке демонстрации - это не только авторитарно. Это лучший показатель того, что разгоняющий расписывается в своей полной политической несостоятельности.
Очевидно, что в Украине назрела проблема, которую может решить только "последняя революция". Революция, которая решит несколько важнейших задач. Сделает невозможным правление одного человека, поскольку каждый следующий президент будет понимать, к каким последствиям для него лично все это может привести. Устранит предпосылки для семейного правления. Введет практику выборов как основного пути решения политических проблем. Обеспечит реальное разделение властей, которое избавит граждан от потребности выходить на Майдан каждый раз, когда нужно, чтобы тебя просто услышали, и громить отделы милиции только затем, чтобы добиться хоть какой-то справедливости.
Словом, все упирается в вопрос ответственности власти и ответственного управления, которые показательно игнорирует нынешняя власть. Именно возвращение в политику Украины ответственности за любые действия - одна из самых насущных задач нашей, надеюсь, последней революции.
Петр Олещук, политолог