кончины митрополита Киевского и Всея Украины. С другой стороны, разбирать по косточкам приезд или не приезд на похороны патриарха РПЦ Кирилла - слишком мелочно. Сам масштаб события - кончины Предстоятеля - затмевает собой все сиюминутные политические дрязги.

Несмотря на то, что фигуры, подобные митрополиту Владимиру, своей жизнью и смертью формируют реальность и общественно-политические процессы, помнить хочется о другом. О скромности, в которой он жил - вход в митрополичий дом, стоящий практически на границе Лавры, в центре розового сада, был всегда открыт для всех. О том, что в окружении митрополита никогда не было ни одного охранника - только дьячок на входе. О домовой церкви Предстоятеля, напоминавшей подпольные храмы советского периода, о его доброте и служении. О блаженнейшем будут написаны книги. Нет сомнений в том, что рано или поздно митрополит Владимир будет причислен к лику святых. Однако произойти это сможет только после того, как грядущие поколения оценят, кем же был Блаженнейший в наше время.

Митрополит Владимир своим авторитетом и служением спасал репутацию УПЦ МП. Для многих он и был Церковью. Теперь все это окончилось

Во время раскола Украинской православной церкви митрополит Владимир избрал срединный путь. В отличие от революционера Филарета, увидевшего перспективы украинской поместной церкви, склонный к смирению Владимир остался верен канонам в тот период, когда многие еще не понимали, что такое независимая Украина, не говоря уже о независимой украинской церкви. Именно митрополит возводил в сан и продвигал молодое и независимое от Москвы духовенство. Именно он был идеологом сближения с УПЦ КП - настолько, что в период усиления промосковского крыла УПЦ при Януковиче патриарх Филарет и епископат УПЦ КП видели во Владимире и его окружении союзников по становлению в Украине независимого от Кремля православия. За двадцать лет служения Владимир сумел так мягко отделить УПЦ МП от Москвы, что Кириллу и его марионеткам в Украине пришлось сооружать целый заговор, чтобы отстранить больного и ослабшего митрополита от управления.

С другой стороны нужно понимать, что именно на фигуре митрополита во многом и держалось разделение украинской церкви. Недовольство проукраинского епископата УПЦ МП, выходки пророссийских священников, жирная и сытая жизнь многих архиереев - все это компенсировалось самой фигурой старца, главной загадкой которого была просто вера в Бога. Не в РПЦ, Кремль, президента Украины, а в Бога. Эта преданность Предстоятеля вере и церкви охлаждала многие горячие головы и смягчала сомнительные истории, в которые УПЦ МП попадала из-за алчности собственного епископата. Личная преданность митрополиту Владимиру, нежелание предавать - не Кремль и не Гундяева, а Предстоятеля - удерживала многих священнослужителей от исхода из УПЦ МП. Автопарки и пирушки некоторых архиереев, их дружба с властью и преданность золотому тельцу, имперская риторика и гебешная практика Кирилла, угнетающе воздействующая на умы тысяч украинских верующих, компенсировалась единственным аргументом: "Но ведь есть Владимир". И он был. Митрополит Владимир своим авторитетом и служением спасал репутацию УПЦ МП. Для многих он и был Церковью. Теперь все это окончилось.

Митрополит Владимир ушел, наверное, в самый сложный для УПЦ МП период. Будучи отстраненным от управления церковью вместе с окружением как раз накануне Майдана, митрополит не смог остановить репутационный крах московского православия, официально отмежевавшегося от революционных событий и новых общественных вызовов. Новый Предстоятель церкви может быть промосковским либо умеренно проукраинским. Однако, он не сможет стать самим Владимиром, ведь духовность и авторитет у верующих не дается с должностью. А это значит, что система баланса которую выстроил митрополит Владимир на своем непререкаемом пастырском авторитете, начнет разрушаться. Если на престол взойдет промосковский Предстоятель - священники будут массово уходить из УПЦ МП. Если на смену Владимиру придет иерарх, верный его заветам, то украинское каноническое православие продолжит мягкую эволюцию в сторону единой поместной церкви, подальше от РПЦ.  Не через месяц, не через год, но семена, посеянные митрополитом Владимиром, обязательно дадут свои всходы.

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ