Михаил Саакашвили утверждал, что его не стоит сравнивать с бывшим премьер-министром Украины Юлией Тимошенко - "по крайней мере, прической". В том же интервью Саакашвили уверял, что его ближайшему соратнику, бывшему грузинскому премьеру Вано Мерабишвили не стоит опасаться судьбы Тимошенко, потому что все знают, что он "не украл ни одного доллара" - из чего можно было сделать вывод, что Тимошенко все же украла. Но теперь, когда Мерабишвили оказался в тюремной камере и в Тбилиси все чаще говорят, что Саакашвили может оказаться следующим, грузинский президент уже сравнивает свою страну и Украину без особых оговорок.

Когда Виктор Янукович пришел к власти в Украине, и Тимошенко оказалась на нарах, многие адепты цветных революций противопоставляли украинскую ситуацию грузинской, поясняя, почему у Грузии получилось, а у Украины нет: ну понятно, почему - Саакашвили провел экономические реформы, а оранжевые и не думали этим заняться. Многие уверяли, что в Грузии никогда не случится украинской реставрации. То, что в Украине не было никакой реставрации, а наверх прорвался энергичный нахрапистый клан,  которому не было места во власти во времена Леонида Кучмы, мало кому приходило в голову.

Между тем главный эффект цветных революций состоит в том, что они приводят к деградации политических групп, находившихся у руля в домайданный период. Задумкой Кучмы в 2004 году был вовсе не триумф Януковича, а сохранение собственного влияния при декоративном президенте из Донецка. Майдан превратил Кучму в политического пенсионера и за власть с оранжевыми боролась уже новая команда донецких, к которой удалось примкнуть лишь некоторым представителям "старого режима". Нечто подобное произошло и в Грузии. Окружение Эдуарда Шеварднадзе практически полностью покинуло политическую сцену, однако внутренние дрязги в лагере новой власти в конце концов сформировали новую оппозицию и нового лидера, отобравшего власть у казавшегося всесильным Саакашвили. Кстати, к этой новой оппозиции-власти, как и в украинском случае, смогли примкнуть и некоторые отдельные представители старого режима.

Положение Януковича - это не положение всесильного владыки. Это роль короля на шахматной доске: полей много, а ходить некуда. И любая пешка, которой твои же придворные доброжелатели дадут деньги, может поставить тебе мат
А теперь посмотрим - кому выгодно, чтобы политические оппоненты власти не выступали с парламентских или митинговых трибун, а находились в тюрьме? Действительно ли Януковичу так уж было необходимо, чтобы Тимошенко оказалась в заключении? Конечно, можно утверждать, что она уже сегодня свергла бы ненавистный режим - но на момент начала судебных действий Юлия Владимировна интересовала отнюдь не большинство украинцев, даже ее арест и несправедливый приговор не всколыхнул общество. Совершенно очевидно, что ответственность за этот суд и приговор - на президенте Януковиче. Но точно так же ясно, что главной заинтересованной стороной в этом суде и посадке Тимошенко были представители кучмовского окружения и примкнувшие к ним перебежчики из бютовского лагеря. "Росукрэнерговцам" и перебежчикам  - Левочкину, Хорошковскому, Бойко, Портнову - просто необходимо лишить Януковича свободы маневра. Иначе он в своей подозрительности и стремлении ориентироваться на земляков рано или поздно избавился бы и от Левочкина, и от Портнова, и даже - страшно подумать - от Бойко. От Хорошковского, между прочим, уже избавился.

Не буду сейчас детально выписывать расклад сил в окружении грузинского премьер-министра Бидзины Иванишвили. Просто замечу, что грузинская власть куда более рыхлая, чем украинская,  в ней есть разные группы влияния, и борьба идет не на шутку. То, что в окружении премьера есть люди, которые хотели бы лишить его свободы маневра, несомненно. Никакого резона арестовывать отнюдь не самого популярного и харизматичного грузинского политика - а Мерабишвили не любили даже в лучшие для партии Саакашвили времена - у Иванишвили нет. А вот в тюрьме бывший премьер может стать символом беззакония и авторитаризма. Если Запад воспримет ситуацию с Мерабишвили как яркую иллюстрацию избирательного правосудия в Грузии, Иванишвили неизбежно окажется в положении Януковича. А положение Януковича - это не положение всесильного владыки, нет. Это роль короля на шахматной доске: полей много, а ходить некуда. И любая пешка, которой твои же придворные доброжелатели дадут деньги, может поставить тебе мат.

Виталий Портников, журналист