Политические итоги "торговой войны"
Краткосрочным и очевидным итогом таможенной истории является определенное усиление позиции Януковича на Западе. Долгосрочным и вероятным итогом может стать принципиальное перепозиционирование имиджа президента под 2015-й - год президентских выборов.
Медиапоток таможенных неурядиц украинских экспортеров в РФ был изначально раскручен с подачи структур, близких к миллиардеру Дмитрию Фирташу и главе президентской администрации Сергею Левочкину. Что и вызвало сомнения в том, а была ли война. Однако развитие темы и последующая реакция западных политиков позволяет предположить, зачем затевалась эта кампания. Причем, надо четко понимать, что картинка конфликта в информационном пространстве не обязательно отражает его суть. Он мог начаться по ряду совершенно разных причин. Главное в том, как ужесточение таможенного режима на российской границе было позиционировано в Украине и за ее пределами. Во-первых, это заурядное событие было названо войной. Хотя за последние годы Украина и Россия переживали массу подобных, и даже более масштабных, конфликтов. Во-вторых, возникла версия плотного участия Виктора Медведчука в разработке плана войны против Украины, что реанимировало Виктора Владимировича в привычной для него роли злого гения и возвысило до серьезного уровня его достаточно маргинальные пророссийские потуги в рамках проекта "Украинский выбор". Сформировано стойкое мнение публики относительно реальности некоего заговора и активизации в Украине мощной пятой колонны Кремля. И здесь очевиден третий итог "войны" - обсуждение вопроса о российско-украинском таможенном конфликте на уровне Брюсселя. Фактически, акценты в этой медиакампании расставлены так, чтобы убедить украинцев и европейцев в реальности российской угрозы. Напомню, что именно этой тактики власть придерживалась в переговорах с Брюсселем относительно соглашения об ассоциации на протяжении последнего года. В Брюсселе в российскую угрозу не сильно верили. И происходящее, очевидно, означает финальный аккорд внешнеполитического выступления украинских властей в преддверии Вильнюсского саммита. Поскольку выпускать Юлию Тимошенко и выполнять другие политические требования ЕС, похоже, никто не собирается, "торговая война" и нагнетание фобий по поводу имперских планов России станет последним козырем в переговорах украинских властей с Брюсселем.
То рвение, с которым лидеры мнений подхватили вброшенную Банковой тему "торговой войны с Россией", говорит о том, что сценарий "евроинтегратор против российской угрозы и ни на что не годной оппозиции" вполне вероятен в 2015 году.