Похищение Развозжаева: почему путинские орлы орудуют в Киеве
Несколько дней назад в центре украинской столицы, напротив Киево-Печерской Лавры, на перекрестке, оборудованном примерно десятком камер, за полкилометра от украинского правительственного квартала неизвестные выкрали легально находящегося на нашей территории гражданина России Леонида Развозжаева. Более того, похищенный обратился с просьбой об убежище, ситуация уже вызвала резкую критику ООН в адрес властей в Киеве. На второй день после похищения сей гражданин - помощник оппозиционного экс-депутата Госдумы Гудкова и соратник лидера "Левого фронта" Сергея Удальцова - волшебным образом очутился в Басманном суде Москвы. Развозжаев арестован на два месяца, и уже вчера якобы дал разоблачающие показания на членов российской оппозиции. Явившись, по заявлению российской Фемиды, добровольно.
Сотрудники СБУ, к которым автор обратился с просьбой пояснить инцидент, отводят глаза, неуверенно рассказывая о том, что так нагло их родная Контора не работала бы. Похоже, они говорят правду. Так беспардонно в украинской столице позволено работать только ФСБ. Или другой спецслужбе, которая ведает в РФ похищениями собственных граждан-оппозиционеров на территории сопредельных государств.
Первый: московские гастролеры сыграли самостоятельно. Это значит, что весь департамент контрразведки СБУ следовало бы сослать на остров Змеиный - ловить нарушителей государственной акватории.
Тем не менее, посмотрим на первый вариант. Что необходимо для организации подобной операции? Две составляющие - внешняя и внутренняя. Необходимо обеспечить въезд российских оперативников в Украину, разместить их, предоставить транспорт. Это самая легкая часть операции. Въезд разными видами транспорта, под видом деловой либо туристической поездки, по фиктивным документам, аренда квартиры в Киеве, авто напрокат - все эти операции могут быть совершены без привлечения внимания украинских спецслужб. Гораздо важнее внутренняя составляющая операции. Фактически, двое суток на обеспечение похищения оппозиционера должна была работать российская агентурная сеть в Киеве. Развозжаев находился в Украине с 17 октября - два дня до похищения. Его местоположение нужно было установить, его перемещения - отследить, дать группе захвата ориентировки по месту похищения, а главное - обеспечить эвакуацию "груза" через (как утверждают соратники похищенного) аэропорт. То есть для успешной самостоятельной операции российская сеть в Украине должна была хорошо поработать. При этом, перед россиянами стояла бы задача по нейтрализации действий, по крайней мере, трех государственных органов Украины - погранслужбы, СБУ, милиции. Погранцы должны были пропустить агентов с похищенным через аэропорт (либо восточную границу), ДКР СБУ должно было зевануть резкую активизацию российской сети (вряд ли операция могла проходить без ведома посольства), милиция должна была ничего не заметить (похоже, доблестные милиционеры вошли во вкус - они в упор не замечают заявления о похищении, написанного сотрудниками УВКБ ООН, возле офиса которой Развожаев и был похищен).
Теперь рассмотрим второй вариант: украинская сторона была в курсе операции по похищению. Этот сценарий больше похож на правду хотя бы потому, что после появления группы путинских орлов за полкилометра от Банковой не последовало никаких оргвыводов в спецслужбах. Если все было согласовано - все ответственные за якобы провал останутся на своих местах.
Кто мог дать добро на такую операцию? И почему она вообще произошла? Источники в СБУ полагают, что подобная операция невозможна без санкции первого лица государства. Ведь похищение произошло за два дня до визита Януковича в Москву. На этом фоне глава СБУ (по отзывам - человек крайней нерешительный), скорее всего, не стал бы играть в самостоятельную игру с ФСБ. Кто мог убедить Януковича в необходимости благословения такой операции? Какие аргументы шли в ход? Сыграл ли какую-то роль в этой истории начальник охраны Януковича россиянин Вячеслав Заневский? Все эти вопросы, скорее всего, останутся без ответов. Все выглядит так, что кто-то убедил Януковича в том, что такой "жест доброй воли" позитивно повлияет на атмосферу предстоящих переговоров в Москве.
И здесь возникает другой, более важный вопрос - о зрелости украинской государственности. Дело даже не в том, что одни россияне похитили другого россиянина на украинской земле. В конце концов, Моссад похитил в Украине палестинца Дирара Абу-Сиси. Скорее всего, так же - с ведома СБУ. Спецслужбы всего мира убивали и похищали людей в других государствах. И государства от этого не опадали, как осенние листья. Дело в том, умеет ли власть отличать интерес своей страны от интереса страны чужой. В данном случае намного более прагматично было бы тихо запаковать ФСБэшников, не допустив похищения, и привезти их в Кремль в качестве подарка Путину. Или задержать Развожаева самим. А потом решать, можно ли его, обратившегося за защитой ООН на территории Украины, выдавать путинским головорезам. А если уж выдавать, то (да простит российская оппозиция) с соблюдением всех международных норм - и в обмен на уступки. Да, подобные действия разозлили бы россиян. Но зона влияния государства определяется границами, в которых оно может защищать свои ценности и проводить своекорыстную политику.
Судя по отсутствию результатов недавнего визита Януковича к Путину, в Москве не оценили презент в виде похищенного оппозиционера. Власть снова добилась уникального результата во внешней политике: ноль на российском направлении и очередной минус - на западном. К ярлыку страны с избирательным правосудием команда Януковича добавила ярлык режима, наплевавшего на требования ООН относительно беженцев и лиц, обратившихся за защитой. Власть, войдя в газовый клинч, не желает замечать, что международная политика и отношения с Россией - это не только про бабки. Именно поэтому Янукович так легко подписывает харьковские соглашения, молчит по поводу разгрома украинской библиотеки в Москве, игнорирует резолюции ЕС и США и закрывает глаза на похищение российских оппозиционеров в центре Киева. Это все не про деньги, а значит - не стоит внимания. Выходит, Украина - это не самодостаточная ценность, ее можно немного продать в любой момент. Как только поманят очередной скидкой на газ.