Письмо в Сенат: почему наших прокуроров не понимает Запад
Письмо Кузьмина оказалось реакцией на резолюцию американского Сената, в которой впервые был поставлен вопрос о персональной ответственности представителей украинского руководства за репрессии против своих политических противников и избирательное правосудие. Понятно, что эта резолюция - лишь начало серьезной работы по созданию списка невъездных украинских чиновников и бизнесменов: надеюсь, что участвовать в составлении такого списка будут не только американские сенаторы и дипломаты, но и представители украинской оппозиции и гражданского общества. Но то, что радует многих у нас в стране, не может не пугать тех, кто сегодня находится у власти и для кого поездки на Запад являются смыслом получения доходов в Украине. Вот и было принято решение - достойно ответить и объяснить сенаторам их ошибку.
Неясно только, почему была избрана именно такая форма - письмо Кузьмина с новыми обвинениями Тимошенко. Каждая строчка этого письма только убеждает сенаторов в правильности принятого ими документа и в том, что резолюция попала в самое больное место украинской власти. Наш новый Вышинский без тени сомнения убеждает американского законодателя в том, что можно обвинить человека без судебного решения, и предлагает им ознакомиться (!) с материалами досудебного следствия. И это при том, что сами сенаторы, работавшие над знаковым для Украины документом, руководствовались не домыслами, а существующим приговором.
Украинская сторона уже могла бы увидеть, как реагируют на Западе на подобные приемы. Недавнее выступление Кузьмина перед участниками встречи Ялтинской европейской стратегии вызвало оторопь у гостей форума. Об этом в открытую говорили эксперты, писали журналисты. Задачу отмывания приговоров Тимошенко необходимо было бы поручить не первому заму генерального прокурора, а какому-нибудь пропагандисту из дипломатической среды, выглядящему "по-западному" и изъясняющемуся на понятном в цивилизованном мире языке. Ренат Кузьмин, Инна Богословская, Елена Бондаренко и другие участники пропагандистских спектаклей, еженедельно устраиваемых властью для украинского обывателя, для этих целей не подходят. Их аргументы, манера речи, поведение - все только убеждает в правильности тезисов о несправедливости обвинения и лживости оправданий. В конце концов, даже советские пропагандисты, жившие в куда более изолированном мире, чем их украинские преемники, понимали, что для радиовещания на Соединенные Штаты нужно использовать голос Владимира Познера, а не какого-нибудь штатного борца с империалистической опасностью.
Но голос Познера был нужен системе, которая все еще функционирует. Украинская система, попросту говоря, не работает. Представители власти до такой степени самоуверенны и некомпетентны, что просто не способны просчитать последствия своих действий. Они пишут письма, которые могут только ухудшить ситуацию. Они направляют в парламент законы, которые запрограммированы на общественное возмущение - или на возмущение международных институций - и продолжают говорить о диалоге с Европейским Союзом. В этом и состоит главная опасность тех, кто воцарился сегодня на печерских холмах. Если бы они были просто циничны, лживы, алчны и равнодушны к стране, которой руководят - это было бы еще пол-беды. Даже циник может осознать, что своей деятельностью он роет себе яму - и остановиться. Но они еще и чудовищно непрофессиональны - это и есть самое страшное в управлении государством.
Виталий Портников, журналист