Перемога над зрадой, или Реформаторы наносят ответный удар
Меня зовут Макс Колесников. В январе 2015 года я был мобилизован в Вооруженные Силы Украины. Никогда не думал и не планировал быть военным, даже в детстве меня не привлекали силовые профессии. Сугубо мирный человек, я не отслужил срочную службу в армии, воспользовавшись несколькими отсрочками для студентов дневных отделений. Этим своим поступком не гордился, но считал его естественным, ведь "не служить" было естественным выбором для моего поколения. Всю жизнь работал в гражданской сфере, в маркетинге и продажах, последние годы - в общественном питании.
Мобилизацию в условиях военного времени я воспринял как выполнение своего мужского и гражданского долга. Несмотря на то, что у меня были возможности для того, чтобы откосить или устроиться поудобнее в тылу, я пошел по общему для всех мобилизованных пути: учебка, бригада, АТО. Служил в обычной артиллерийской бригаде, жил в обычной казарме, а потом и в палатке, ел из общего котла, делал ту же работу, что и все. За время службы стал достаточно известным блогером, описывая быт и нравы украинской армии. Из-за моего блога у меня было несколько конфликтов с командованием, которое не хотело выносить мусор из избы, но я продолжал честно описывать увиденное, не ударяясь ни в зраду, ни в перемогу. Поскольку описанное соответствовало непосредственному опыту многих военнослужащих ВСУ, я получил их поддержку и признание. Гражданские видели в моих заметках правду, которой им не хватало в официальных реляциях, помогали мне и моим товарищам со снаряжением и экипировкой.
Летом этого года, во время ротации после моей командировки в АТО, со мной связался заместитель министра обороны Юрий Гусев. Мы не были знакомы, мой контакт попал к нему от представителей Волонтерского десанта в МО. Юрий предложил мне принять участие в работе Проектного офиса реформ, задачи деятельности которого - это создание современной системы материального обеспечения и питания армии, внедрение стандартов НАТО в области военной логистики и медицинского обеспечения, повышение эффективности управления собственностью МО и возврат той ее части, которая была украдена, внедрение прозрачных и конкурентных процедур в закупки министерства. После некоторых раздумий, я принял предложение. У меня были некоторые угрызения совести, ведь я покидал действующую армию. Но то, что Проектный офис решает насущнейшие проблемы армии и способен вывести ее на качественно более высокий уровень - перевесило. Сталкиваясь лицом к лицу с армейской повседневностью, я осознавал, как важно не просто насытить армию амуницией и техникой, а изменить принципы службы, подходы, нормы и стандарты. Я поверил в то, что в Проектном офисе смогу внести больший вклад в развитие Вооруженных Сил, чем на передовой, и после прохождения необходимых процедур, в том числе и после опроса с использованием детектора лжи, приступил к новой службе.
В Проектном офисе реформ познакомился с людьми, которые являются одними из лучших специалистов в области проектного менеджмента в Украине. Имея за плечами многолетний опыт реализации проектов в различных отраслях бизнеса, они решили посвятить часть своей жизни реформированию армии. Очень важно, что Проектный офис вносит в практику работы Министерства обороны требования к эффективности расходования времени и средств, которые фактически отсутствовали в военном ведомстве ранее. Министерство было закрытой для общества, непрозрачной и крайне неэффективной структурой, и это привело к огромным трудностям в снабжении армии в начале вооруженного конфликта на востоке страны. Огромное количество сотрудников старых департаментов фактически создавали стопки бумаги, не занимаясь фактическим обеспечением войск. В результате - нехватка формы, почти полное отсутствие индивидуальных средств защиты, перебои с поставкой боеприпасов и горюче-смазочных материалов. Даже питание военных, находящихся в зоне конфликта, старое МО было организовать не в состоянии. Все это менял Волонтерский десант и его следующая генерация - Проектный офис реформ.
Но как это обычно для нашей страны, реформы нужны не всем, а перемены мешают многим получать свой доход. Сотрудники МО, которые не умели обеспечивать армию, умели распределять средства с немалой для себя выгодой. Естественно, что ломка старых схем их не устраивает. Даже во время войны, лично у них все хорошо - выслуга лет идет, новые звезды на погоны падают с положенной регулярностью, откуда-то волшебным образом появляются дорогие автомобили и дачи, которые никак нельзя приобрести на официальные доходы госслужащих. Такие служащие весьма не рады тому, что внедряются современные системы учета и открытые торги при закупке, вводятся подробные технические условия на экипировку военнослужащих, которые не позволяют пропихивать ерунду под видом качественных товаров, а также вопросам "куда делась собственность, которая была в управлении вашего департамента?" Поэтому всю деятельность Проектного офиса реформ с самого ее начала сопровождают саботаж и сопротивление со стороны владельцев старых схем, и их партнеров во власти и бизнесе.
К каким только средствам не прибегают старые чиновники, чтобы не потерять свои источники доходов, и чтобы ни в коем случае ничего не сделать! Кража документов, потеря поручений, опоздание, отсылка к устаревшим нормативным актам, многомесячные больничные, создание фейковых профессиональных ассоциаций и организаций по борьбе с коррупцией, визиты депутатов к министру с последующими намеками и наездами, инициирование запросов СБУ и прокуратуры, статьи от имени несуществующих волонтеров, даже такая экзотика, как петиции на сайте президента. Обществу пытаются навязать мысль о том, что реформы в Министерстве обороны и армии вовсе не нужны, достаточно просто дать тем же людям, которые работали там раньше, побольше денег для освоения. Проводится мощнейшая PR-кампания, основной посыл которой - не надо ничего менять, все и так очень хорошо! На этой ниве задействованы даже фигуры уровня бывшего министра обороны. К счастью, память общества не столь коротка, как рассчитывают оппоненты Проектного офиса. Как показывают соцопросы, востребованность реформ армии в обществе на третьем месте после потребности в реформировании судов и правоохранительных органов.
Но пока еще в руках у представителей старой системы остаются некоторые рычаги влияния. В том числе вопрос кадров. В Проектном офисе реформ работают несколько мобилизованных военнослужащих, которые были прикомандированы к нему для участия в проектах. Один из них - это я. Воспользовавшись запутанностью взаимосвязей и системы подчиненности Министерства обороны и Генерального штаба, нескольких мобилизованных сотрудников МО отозвали в части. Меня в том числе. Отдельную бумагу по моему поводу написал целый генерал-лейтенант. Небывалый случай в министерстве, когда генерал пишет распоряжение по простому солдату. Решение принималось в обход Юрия Гусева и вопреки его непосредственному распоряжению, и реализовано было в период его отъезда в командировку. Случилось это около месяца назад. Руководство Проектного офиса реформ сразу же начало предпринимать меры по возвращению своих сотрудников, вырванных из незавершенных проектов. Бюрократическая система сопротивлялась несколько недель. Писались отписки и бумажки, запрашивались справки. Все это время я находился в своей части и занимался уборкой листьев. Мое непосредственное командование дало приказ не отправлять меня в зону АТО, чтобы я ненароком не написал в своем блоге нечто, что могло бы повредить в глазах высокого начальства. За месяц я ни разу не держал в руках оружие, не подошел к боевой технике, не был ни на одном занятии по тактической или любой другой подготовке. Садово-парковый инвентарь, метла и швабра - вот что доверило нам, присутствующим в части мобилизованным, наше командование.
Развязка истории случилась в прошлый четверг, когда усилиями команды реформаторов система отговорок и отписок была продавлена, и в мою часть поступил приказ о переводе меня на службу в другое подразделение. Сейчас пишу эту статью, находясь уже в Киеве, в Министерстве обороны, и вновь приступив к обязанностям сотрудника Проектного офиса реформ. Надеюсь, так же скоро вернутся к ним и другие отозванные его сотрудники. Теперь мы будем только жестче относиться к саботажникам и коррупционерам. Месяц уборки листьев воспринимаю как отдых и физическую тренировку, которая поможет быть упорнее в достижении нашей цели - создании современных и качественно обеспеченных Вооруженных Сил Украины.