О закупках в Минобороны: нужно держать руку на пульсе
Интересный опыт подарил журналист Юрий Николов (своей колонкой по обеспечению питания украинской армии. – Ред.). Можно спорить по поводу формы подачи, но, безусловно, внимание к оборонным закупкам должно быть всегда. Все, кто критикует, должны задуматься: а если это правда, что тогда?
Многие пишут, мол, не спросил журналист комментарий у Министерства обороны Украины, надо было тихонько. А он на самом деле спросил. Ответа не получил. Что делать?
Вот вам кейс от меня, уважаемые знатоки.
Два старых друга, наши герои, которые сейчас на передке, в декабре 2022 года буквально в один день пишут: что с горючим, у кого сейчас закупает армия? У одного машина остановилась прямо в поле (они на бензине). Второй пишет, что вынуждены ездить в Краматорск и за свои деньги докупать на заправке половину объема, чтобы разбавить казенную соляру. То есть, вырисовывается системная проблема.
Какие ваши действия?
Вопить об измене? Но ведь документов нет….
Кому писать запрос? Я слышал, что плохое топливо, делайте что-нибудь….
Или просто не обращать внимание? А как тогда быть с ребятами?
На самом деле, это вообще ненормально: мы с таким усилием получаем западную технику, чтобы потом она остановилась в поле? "Абрамсы", говорите….
К счастью, произошло чудо. Министерству обороны было передано управление компанией Укрнафта. Там уже сформирована мощная трейдерская команда, которая, говорят, в ближайшее время еще больше усилится. Да и сам глава компании Сергей Корецкий, как говорится, не вчерашний: за плечами не один миллион тонн нефтепродуктов как в WOG, так и в собственном трейдерском проекте. Укрнафта уже залила свои заправки, имеет запасы, и я уверен, приобретет любой объем по самым низким ценам и необходимого качества для последующей поставки военным. То есть за горючее я лично спокоен (наверное, впервые в жизни). Так что к "Абрамсам", "Леопардам" и другой красоте готовы!
С продовольствием и остальными – сложнее: какое-то условное Сильпо вместе с "топами" не национализируешь…. Поэтому общественный контроль нужен. Многие находятся в мире иллюзий, а на самом деле перестройка армии – это очень длительный и болезненный процесс.
Когда я в 2016 году провел исследование закупок Министерством обороны горючего в компании Трейд Комоди (кстати, тоже в издании "Зеркало недели"), было тоже много шума. Акционера компании упаковали работники НАБУ сразу после пресс-конференции, на которой он назвал меня "страшным человеком" (я тогда был в зале).
Да, тогда никто не сел, было уволено руководство соответствующего департамента Минобороны (позже даже некоторые возобновились). Однако закупки горючего сразу подешевели, а схемы на "Прозоро" с низкой стартовой ценой с последующим повышением цен "допиками" прекратились. Все усвоили урок.
Правда, необходимых нормативных изменений не произошло, не говоря уже об изменении тактики закупок, например, чтобы не выходить на рынок в то время, когда там сезонный ажиотаж….
Как следствие, в войну мы зашли с пустыми баками, а потом героически правительство и рынок искали и везли горючее для армии.
Важную роль сыграли поляки, отправившие первый поезд из своего госрезерва еще в феврале 2022 года. Трейдеры (пока без имен) помогли это горючее привезти, потому что у нашего госрезерва даже лицензий на перевозку не было. Сработала и Укртатнафта, которую правительство оперативно подгрузило сырьем из собственных запасов. Также опустошили "трубу Медведчука", заодно и нейтрализовали возможность скачивания врагом этого объема с территории оккупированного севера страны.
Поэтому помогать военным с закупками нужно.