Насилие над Тимошенко. К чему приведет скандал в колонии
"Они подошли к моей кровати, накинули на меня простынь и начали втроем стягивать меня с кровати, применяя грубую физическую силу. От боли и отчаяния я, как могла, начала защищаться и получила через простыню сильный удар кулаком в живот", - строки этого письма Юлии Тимошенко переполошили вчера не только Украину, но и западный мир. Шум от объявленной экс-премьером голодовки и вот этих строк про "кулаком в живот" не смогла заглушить даже появившаяся в сети видеозапись, на которой женщина, "похожая на Тимошенко", бодро вышагивает по камере на каблуках, прихорашиваясь, чтобы потом поцеловать в губы зашедшего к ней мужчину, "похожего на Сергея Власенко".
Поскольку установить стопроцентную правду ни в одном, ни в другом случае невозможно, ситуация переносится в область веры и недоверия. В этой области власти ловить нечего.
Общественное мнение - штука тонкая. Оно формируется путем сопоставления события с господствующими в обществе мифами, стереотипами и общим настроением. Скажем так, если бабушке кто-то скажет что ее любимый внучек Сашенька - наркоман и двоечник, то бабушка в это не поверит. Ведь ее Сашенька - сущий ангел. И напротив, возненавидит гонца, принесшего ей сию весть. Для разочарования во внуке ей надо лично увидеть его, ширяющимся в подворотне. Никак не меньше.
Именно поэтому в избиение Тимошенко верится с такой пугающей легкостью. Даже я, недоверчивый журналист, практически не сомневаюсь в том, что этот злополучный удар был. Убеждение основано на опыте жизни в нашей с вами стране. Я знаю, что, во-первых, тут жестоко бьют заключенных и издеваются над ними. А Тимошенко - заключенная. Во-вторых, работать надзирателями в наши колонии идет специфический контингент. Эти люди любят чувствовать свою безграничную власть над заключенным. Представьте, что вы вертухай и у вас в камере сидит некогда самая могущественная женщина страны. Вы бы удержались от того, чтобы не продемонстрировать ей, что в любой момент можете стереть тут каждого в порошок? Если бы удержались - вы профнепригодны для работы в украинских тюрьмах. В-третьих, я знаком с понятием "расслабляющий удар". Этот, практически дружеский тычок под дых давно не считается в милицейских кругах каким-то насилием. Ну, надо клиента иногда паковать, а он паковаться не хочет. Такой удар - чуть ли не рефлекс наших правоохранительных органов. Мог ли этот рефлекс сработать в случае с Тимошенко? Почему нет? В-пятых, общеизвестны истории становления нашей власти и стилистика ее поведения. Вся страна знает, почему в одном помещении с нынешним министром обороны Дмитрием Саламатиным нежелательно оставлять хотя бы один стул... Удар Тимошенко? Я вас прошу! Пусть скажет спасибо, что вообще не убили.
Как и многие, не сомневаюсь в том, что запись с гарцующей по камере СИЗО Тимошенко - это подделка. Как-то уж слишком кстати она вывалилась из тюремной видеотеки. Как раз, чтобы сбить волну скандала вокруг насилия над экс-премьером.
Все же странно наблюдать за тем, куда политика способна завести личная неприязнь. Тем более если человек этот президент. Иногда складывается впечатление, что все действия проводимые командой Януковича в отношении Тимошенко исходят от подсознательного желания вернуться на нары. Рационально все это объяснить невозможно. Тюремным заключением, всеми этими бесконечными судебными процессами, ударом в живот, в конце концов, власть делает все для реабилитации Тимошенко в глазах Украины. Неэффективный премьер-министр коррумпированного правительства становится если и не святой, то уж точно безгрешной. Потому что наша тюрьма - это чистилище, место, в котором она искупит свои грехи.
Все остальные политики будут идти на компромисс с властью, лгать и ошибаться. И только сидящая Тимошенко будет лишена привычного для нее права на политическую ошибку. Она будет сидеть в камере, превращаясь в миф, в символ протеста. И ждать своего часа.
В конце 1990-х работавший на ЕЭСУ дизайнер Евгений Осаковский нарисовал для Тимошенко картину. На картине был изображен возрождавшийся из пепла Феникс, ставший своеобразным талисманом Тимошенко. Незадолго до ареста Юлии Владимировны я спросил у нее, висит ли еще этот Феникс в ее кабинете. Она ответила, что висит. Полет этой птицы еще не завершен.
Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ