Мы будем выявлять попытки вмешательства в украинские выборы
Западным демократическим институтам угрожают попытки внешнего влияния, а испытательным полигоном для методов такого вмешательства является Украина. Настойчивые поползновения президента России Владимира Путина повлиять на внутреннюю политику как его соседей, так и стран, удаленных от границ России, создали огромные проблемы и в Европе, и по другую сторону Атлантики.
От фабрикации "дела Лизы" в Германии и "займа" для Марин Ле Пен во Франции, до взломов, осуществленных российскими спецслужбами в США и поддержки движения независимости Каталонии от Испании, Москва использовала широкий спектр средств, чтобы "прокачать" своих кандидатов и ослабить западные правительства. И впервые многие из этих стратегий и технологий Российская Федерация проверила в Украине.
Украина менее, чем любая другая страна, желала быть объектом внимания Москвы - особенно в течение последних пяти лет. Кремль неизменно стремился поставить у власти в Киеве послушную ему марионетку и блокировать евроатлантические устремления Украины, в том числе оказывая давление на предшествующее ее руководство. Настойчивость Кремля привела к тому, что в 2013 году Украина отказалась от подписания соглашения о свободной торговле с Европейским союзом (ЕС), что привело к глубокому политическому кризису в стране. Путин предпринял попытки вмешательства в выборы в Украине, в 2014 году в результате военной операции захватил и незаконно аннексировал Крым, а затем начал военную кампанию на Донбассе.
Президентские выборы в Украине в 2019 году и следующие за ними парламентские выборы имеют принципиальное значение не только для Украины, но и для Запада. Защита демократии в Украине от вмешательства со стороны России или других игроков означает также отработку средств защиты западных демократических институтов. И более чем вероятно, что Москва снова попытается вмешаться в эти выборы.
Для Кремля ставки на редкость высоки. Путин может попытаться склонить итоги выборов в пользу кандидата, который, по его мнению, может поддаться кремлевскому давлению, пойти на сделку по ситуации на Донбассе, смягчить подход по Крыму и будет более склонен на предложения компромиссов. Соответственно, Кремль, весьма вероятно, продолжит и даже усилит свое вмешательство во внутренние дела Украины - если не ради победы своего кандидата, то чтобы усилить существующие в украинском обществе противоречия.
Россия, возможно, не единственная страна, которая заинтересована оказать влияние на выборы в Украине. В прошлом году в Будапеште были предприняты попытки использовать вопрос о правах венгерского меньшинства, чтобы осложнить взаимодействие Украины с ЕС и НАТО. Венгерское правительство может также счесть предстоящие выборы заманчивой возможностью, особенно учитывая все более тесные связи между правительством Орбана и Кремлем.
С высокой вероятностью в преддверии выборов в Украине Кремль задействует весь спектр своих возможностей - начиная с его до сих пор не поколебленного медиа-присутствия на востоке и в центре Украины и заканчивая далеко за границами контролируемых государством СМИ. Кремль будет также продвигать тенденциозный контент через социальные сети и собственные группы влияния.
Москва также будет использовать свои огромные технические ресурсы, чтобы путем взлома получить доступ к кампаниям противостоящих ей кандидатов и попытаться провести диверсии против инфраструктурных систем, включая, помимо прочего, энергетические сети, системы связи, службы управления аэропортами, чтобы создать впечатление, что власть не контролирует ситуацию, и подорвать доверие избирателей к ее дееспособности. Как и в 2014 году, возможны также попытки саботировать украинскую систему сбора и подсчета голосов.
Москва может также прибегнуть и к более активным действиям. В 2015 году она попыталась организовать создание "народных республик" в Одессе и Бессарабии посредством активизации своих агентов в украинских службах безопасности и в прокремлевских группах. Благодаря своевременной реакции Службы безопасности Украины (СБУ) эти усилия были сорваны. Аналогичные попытки вызвать беспорядки нельзя исключать и в период в несколько месяцев перед следующими выборами.
Кроме того, в Киеве и других городах были совершены многочисленные и до сих пор не раскрытые убийства сотрудников службы безопасности Украины, которые эффективно работали во время войны на Донбассе. Следует ожидать, что такие акции будут продолжаться. После недавнего предполагаемого отравления в Британии бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля и предполагаемого отравления в 2004 году Виктора Ющенко, следует таже быть готовыми к тому, Москва снова решит вернуться к этой практике.
Запад должен также принимать во внимание на самый серьезный инструмент в гибридном арсенале Москвы - применение военной силы. Это направление может включать постоянную или дополнительную концентрацию сухопутных войск на границе Украины или вмешательство в украинское судоходство, особенно в Азовском море. Это может также привести к увеличению числа обстрелов на линии соприкосновения в Донбассе или даже начало нового наступления российских сателлитов.
Чтобы помочь западным центрам принятия решений и стратегическим аналитическим центрам в сборе информации о попытках вмешательства в выборы, организация Atlantic Council, фонд Виктора Пинчука и Трансатлантическая комиссия по безопасности выборов выходят с инициативой создания Целевой группы по украинским выборам (Ukrainian Election Task Force). Группа создается совместно с другими украинскими организациями - StopFake, Украинским кризисным медиа-центром и Центром Разумкова.
При Целевой группе будет образована группа быстрого реагирования, способная отслеживать, выявлять и предавать огласке весь спектр зарубежных подрывных действий в Украине и предлагать адекватные ответы на них. Целевая группа соберет ведущих экспертов и наиболее эффективные инструменты для выявления, анализа и обоснования попыток вмешательства. Используя открытые источники, Целевая группа будет в реальном времени собирать и предавать гласности информацию о попытках внешних субъектов влиять на выборы в Украине.
Одновременно с работой Целевой группы, будут дейстовать полевая миссия работающей в структуре Atlantic Council Лаборатории цифровой аналитики (Digital Forensic Research Lab, DFRLab) под руководством Грэма Бруки, уникальный опыт которой будет доступен для Целевой группы. Используя инновационные методологии анализа открытых источников они будут обеспечивать мониторинг и оперативный анализ информации в реальном времени до и во время выборов. Соответствующая методика работы была разработана Atlantic Council в течение последних двух лет и успешно опробована в ходе контрольных миссий на выборах в Бразилии, Франции, Германии, Италии, Македонии, Мексике, США и других странах.
Исход предстоящих выборов в Украине должны определять не внешние силы, а сами украинцы. Любые усилия, направленные на то, чтобы влиять на выборы или подрывать их целостность, должны быть расценены как нападение на Украину и вызвать ответ международного сообщества. Все такие попытки должны быть выявлены. Украинцы заслуживают права выбирать своих лидеров без внешнего влияния и вмешательства, особенно после того, как дважды в течение десятилетия, в 2004 году и в 2013-14 годах, вынуждали власть к себе прислушаться, причем во второй раз - ценой многих жизней.
Раскрывая попытки вмешательства Кремля, которые могут быть предприняты в преддверии марта 2019 года, Atlantic Council и его партнеры надеются предоставить украинцам необходимые инструменты для выявления внешних усилий по влиянию на их волеизъявление, проверки достоверности распространяемой информации и создания условий для выбора ими лучшего будущего для Украины.
Целевая группа также поможет западным демократическим лидерам оказать поддержку для защиты демократии в Украине и, в свою очередь, получить опыт обеспечения безопасности своих собственных демократических институтов от вмешательства извне.