Майдан и правительство: новая власть может потерять легитимность
Политические элиты - группы людей или индивиды, готовые жертвовать собственным интересом ради общественного. Майдан прошел испытание водой, огнем, но выдержат ли политические парламентские экс-оппозиционеры медные трубы, будет легко оценить по результатам формирования правительства.
Граждане сознательно шли под пули снайпера не за квотно-партийный принцип распределения министерских портфелей. Студенты выходили многотысячными митингами не за антагонистов Табачника. Молодые врачи теряли руки, а журналисты глаза не для того, чтобы им помогли поехать в Польшу на реабилитацию, а затем успешно забыли. Митингующие хотели одного - справедливости. Это понятие гораздо шире мести, ведь, оно включает не только возмездие за прошлые действия. Важно создать условия, при которых каждый получит по заслугам в будущем. Новое правительство может стать индикатором глубины изменений, на которые есть колоссальный запрос общества. Оно должно быть сверхпрофессиональным, потому как проблемы в стране огромны в каждой отрасли, максимально аполитичным в лицах, ведь его вынужденно непопулярные, но крайне важные шаги должны воспринимать и на Востоке, и на Западе. А еще оно должно формироваться открыто. Если парламентские лидеры ранее хотя бы формально спрашивали у Майдана, что им делать, то на этапе распределения портфелей митингующих игнорируют.
Эффективное правительство сегодня может формироваться исключительно по двум принципам: ставить на высокие должности можно только временных, но эффективных кризисных менеджеров, и они должны спокойно восприниматься всей Украиной, а не только майдановской ее частью. Критически важно сейчас максимально оперативно закрыть экономический блок, ведь, по разным данным, в государственной казне "минус" в 200 миллиардов гривень. Необходимо в первую очередь поставить во главе силовиков профессиональное и эффективное управление. Гуманитарный блок нуждается в эффективных руководителях, чтобы вновь назначенные министры не провоцировали рост радикальных настроений ни на Востоке, ни на Западе.
Представим, как сегодня должны вести себя министр внутренних дел, генеральный прокурор и глава СБУ. Первоочередная задача этих ведомств - немедленно объявить и поймать преступников, сохранить, накопить и зафиксировать всю доказательную базу в отношении этих лиц, начать следствие.
По состоянию на 24 февраля милиция так и не посетила Межигорье для описания документации по масштабным коррупционным злоупотреблениям экс-президента, его официально не объявили в розыск, из списков обвиняемых, которые должны были попасть в Гаагу, таинственно исчезли фамилии Сивковича и Клюева. В то же время, милиция в регионах не спешит собирать доказательства преступных действий, в частности, губернаторов - по провокациям, силовым противостояниям, привлечению криминальных авторитетов к подавлению акций протеста и преследованию активистов. Время сегодня крайне важно, и мгновенно принимать правильные решения может высшее должностное лицо, если оно хочет и умеет это делать. К сожалению, по состоянию на сейчас новый и.о. министра внутренних дел не показывает достаточного прогресса в своей деятельности.
Не менее странным выглядит тот факт, что прежний руководитель Национального банка Украины, резервы которого малы, как никогда, так долго оставался при должности. В момент, когда страна на грани банкротства, а доказательства махинаций с валютными операциями, за которыми мог наблюдать каждый гражданин на табло любого обменника пару недель назад, могут быть уничтожены, это вызывает шок. Не известное или весомое политическое лицо должно прийти на замену Соркину, а кризисный менеджер с кристальной репутацией, имеющий доверие международных структур, способных оказать помощь Украине.
В социальных сетях также циркулирует информация о том, что главным педагогом должна стать Ирина Фарион, ведь министерская квота отдана партии Свобода. Такие предложения дестабилизируют ситуацию не только на Востоке и Юге Украины, но и среди протестных организованных групп студенчества. Если эта партия не хочет еще больше потерять электоральную поддержку, то должна благородно отдать это место кандидату с управленческим и образовательным опытом и неконфликтной репутацией. Напомню, элиты, это те, что поступаются частным ради общественного.
В итоге, если правительство будет назначено без реального, а не формального учета позиций Майдана, новая власть потеряет общественную легитимность. Бессмысленно надеяться, что протестующие, которые готовы были погибать за справедливость, теперь проглотят дерибан портфелей.
Ольга Айвазовская, Гражданская сеть ОПОРА