Ловкость рук. Как появился новый УПК
Всю Страстную неделю народные избранники не покладая рук трудились над новым Уголовно-процессуальным кодексом. За несколько дней голосования по поправкам депутаты фактически вернулись к редакции, принятой в первом чтении. Оппозиция возмущалась. Спикер призывал примерять документ на себя и не зарекаться от сумы и тюрьмы. Представители провластного большинства бегали по рядам и нажимали на кнопки за коллег-прогульщиков.
С самого начала интерес к кодексу проявляли несколько оппозиционеров, которые озвучивали свои поправки, и около сотни депутатов от большинства, голосовавшие за статьи по взмаху руки Михаила Чечетова. Поправки, учтенные профильным комитетом при доработке документа ко второму чтению, ставилось на подтверждение и по большей части дружно проваливались.
Депутаты от большинства не аргументировали ни отказ от поправок оппозиции, ни отказ от поправок своих коллег - регионалов Сергея Кивалова, Владислава Забарского и коммуниста Валерия Бевза. Просто вертикальное положение руки Чечетова означало голосование "за", горизонтальное - "против". Как такового обсуждения документа не было. При вертикальном взлете руки около сотни, а иногда 60-70 депутатов принимались скакать по рядам и жать на три-четыре кнопки одновременно. На табло высвечивалось минимум 250 голосов.
В кулуарах регионалы хвалились расширением полномочий адвокатов в новом кодексе. Депутаты от БЮТ и НУНС возмущались расширением прав прокуроров. Так, прокурор после подписания закона Виктором Януковичем сможет лично проводить следственные и процессуальные действия.
Не выдержали даже входящие в большинство коммунисты. Бевз на вторничном голосовании отметил: "Мы на этом этапе уже полностью передали функцию не только досудебного расследования прокурору, мы отдали функцию и осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Осталась только охрана общественного порядка, выписывание паспортов и водительских прав, и полностью упраздним должность министра внутренних дел, начальника районной милиции. Давайте думать, что мы делаем! Тысяча поправок внесена народными депутатами и подтверждена профильным комитетом, и ни за одну мы не проголосовали!".
Призыв "думать, что делаем" остался без ответа. Три дня депутат от БЮТ Элина Шишкина пыталась убедить парламентских кнопкодавов в том, что не следует беспорядочно расширять полномочия прокурора и следователя. А также в том, что вещи и документы не могут называться доказательствами, пока таковыми их не признал суд.
Наконец, она потребовала от большинства юридических аргументов. И получила. "Прежде всего, у вас нет практического опыта работы - и в этом ошибка. И второе: вас поддерживают, как правило, 12-13 депутатов, и в этом вам тоже серьезный знак", - заявил докладчик от комитета регионал Владимир Олийнык.
В конце концов, оппозиционеры сдались и около 11 часов вечера четверга демонстративно покинули зал пленарных заседаний. Голосование колодами депутатских карточек представителями большинства вошло в гиперактивную фазу. В кулуарах поговаривали, что регионалам поступил приказ любой ценой принять новый УПК до начала Всенощной службы.
Чистый четверг сменила Страстная пятница, а депутаты все еще жали на кнопки. В отсутствие оппозиционеров статьи голосовали пачками. Спикер Владимир Литвин терял поправки и призывал депутатов не падать, снять пиджаки и засучить рукава. Успели до первых петухов. В 4 часа утра 271 карточка в руках нескольких десятков народных депутатов утвердила "процессуальную Конституцию" страны.
Вряд ли те, кто судорожно жал на кнопки, осознавали, за что именно они голосуют. Поэтому народные избранники поручили профильному комитету и главному юридическому управлению Верховной Рады устранить правовые несогласованности в принятом ими документе. Чем до этого два месяца занимался комитет и неделю народные депутаты - неважно. Главное, что весь мир видел эту бурную имитацию законотворческой деятельности в украинском парламенте.
Оппозиционеры неоднократно обращали внимание на то, что представители большинства сами могут в недалеком будущем столкнуться с новым УПК на практике. И просили внимательней отнестись к документу. Даже спикер Литвин предлагал "примерять на себя" новый кодекс, и не забывать о том, что в украинских реалиях не следует зарекаться от сумы и от тюрьмы.
Тем не менее, как будет выглядеть документ после финального голосования, было известно разве что главному юристу Администрации президента Андрею Портнову. Еще относительно недавно он был главным юрисконсультом премьер-министра Юлии Тимошенко. В частности, в период заключения газовых контрактов с Россией в январе 2009 года. Принимая во внимание то, чем завершилась для Тимошенко история с контрактами, новый кодекс все-таки следовало бы сначала "примерить".
Ирина Шевченко, журналист ЛІГАБізнесІнформ