Владимира Путина, от которой многие ожидали хотя бы внешнеполитической коррекции, логически необходимой на фоне сокрушительного финансового обвала и нарастающих экономических проблем в России, стала демонстрацией главного российского кризиса - кризиса восприятия реальности. Никаких особых выводов российский президент из происходящего в собственной стране не сделал. Да и понимание серьезности проблем у него своеобразное, путинское. Президент России фактически пообещал согражданам кризис на два года. Для почти каждого из его граждан это означает ухудшение уровня жизни, изменение жизненных планов, отказ от привычных расходов и возможностей. Но - только не для Путина. Путин в своих фантазиях представляет себя главнокомандующим обороняющейся армии, которого подлый Запад стремится во что бы то ни стало посадить на цепь и вырвать когти - то есть лишить той самой ядерной дубины, которая в условиях экономической деградации оказывается единственным доказательством могущества этого стареющего дикаря.

Именно поэтому украинская риторика Путина не изменилась и измениться не может. Не только потому, что этого изменения не поймет разогретая шовинизмом российская телевизионная аудитория, а еще и потому, что Владимир Путин и в самом деле считает Украину своей исконной территорией - даже не зоной влиянией, а исконной территорией. Он возмущен тем, что украинский народ не позволил ему завершить спецоперацию по поглощению Украины - но винит в происшедшем, конечно же, не самих украинцев, которых, по его мнению, можно было просто разогнать с площади, а Запад, навязывавший Украине соглашение о европейской ассоциации. Он не собирается даже обсуждать вопрос аннексии Крыма и продолжает повторять знакомые уже мантры о “гражданской войне на юго-востоке". Разве что перестал отрицать факт наличия на оккупированных территориях Донбасса своих военнослужащих, которых, отвечая на вопрос украинского журналиста, он отказался признавать наемниками.

Путину приходится признавать наличие проблем и начало “непростых времен” - что было немыслимым еще несколько месяцев назад, на фоне фанфар по случаю оккупации Крыма и начала войны против нашей страны

Важна, впрочем, не риторика Владимира Путина. Важны его действия. Финансовый и экономический кризис в России должен заставить Путина и его окружение сосредоточиться на собственных экономических проблемах - “с экономики начали, давайте экономикой и закончим”. Именно это должно остановить планы кремлевского безумца по развертыванию широкомасштабной войны против Украины и остального цивилизованного мира. Именно это должно подвигнуть Путина, по крайней мере, заморозить донбасский конфликт и не брать на борт балласт  - “Новороссию”. Именно это рано или поздно - впрочем, судя по адекватности Путина, скорее рано, чем поздно - приведет к краху российского политического режима, восстановлению украинского контроля над Донбассом и возвращению Крыма. В любом случае Путину приходится признавать наличие проблем и начало “непростых времен” - что было немыслимым еще несколько месяцев назад, на фоне фанфар по случаю оккупации Крыма и начала войны против нашей страны.

Путин - как, впрочем, и многие другие россияне - просто не догадывается, что эти “непростые времена” не закончатся. Все, на что они надеются - и Путин это не скрывает - так это не на собственные способности противостоять кризису, не на реформы, не на последствия изменения внешней политики своей страны, а на возобновление цен на нефть.

Виталий Портников, журналист