вчерашнего решения Высшего спецсуда по делу Юлии Тимошенко. И оба раза я не очень понимал, что должен говорить, потому что не видел никакого изменения обстановки.

А потом понял - и в Москве, и в Варшаве украинскую судебную систему воспринимали как правовую. Коллеги считали, что Высший спецсуд мог вынести и другое решение - ну хотя бы отправить дело Тимошенко на дорасследование и таким образом освободить ее из заключения. Безусловно, такое решение судей продемонстрировало бы независимость украинского правосудия - и мало что изменило бы в политической ситуации в стране. Но суть ситуации в том, что власти совершенно не нужна даже декорация судебной независимости. На истории с посадкой Тимошенко и Луценко ее интерес к строительству потемкинских деревень завершается. Бывший премьер должна сидеть - и точка. И никакие кассации, никакие судебные заседания не могут изменить этой беспрекословной воли главы государства. В нахождении Тимошенко в тюрьме уже не оппоненты Виктора Януковича, а сам он стал видеть ту самую иглу, которой нужно проткнуть таинственное яйцо с Кащеевой смертью. Выпустишь Тимошенко - и вся тщательно выстраиваемая вертикаль власти развалится за несколько дней, а самые верные союзники перебегут в лагерь противницы. И уже не важно, что этот сценарий выглядит фантастическим - важно, что сам Виктор Янукович может так считать.
Этот приговор позволяет Януковичу держать за горло собственных соратников, как бы напоминая им: вы все в этом участвовали и сдача власти для каждого из вас будет означать не переход в другой лагерь, а разбор полетов

Именно поэтому я не питаю особых надежд на Европейский суд по правам человека. Да, он может принять решение, которое должно будет привести к автоматическому освобождению Тимошенко. Но это еще не означает, что украинская власть подчинится решению суда. Если бы Янукович обращал внимание на международное давление, он вообще не доводил бы дело до ЕСПЧ,  а  внял бы  настойчивым советам коллег. Но там, где не прислушиваются к Ангеле Меркель или Владимиру Путину, не может быть никакого уважения к решению Европейского суда. Украинские  инстанции его просто проигнорируют - или исполнят в момент, когда будет готов какой-нибудь следующий приговор, по которому защите экс-премьера придется вновь обращаться в Евросуд. Пока Янукович обладает всей полнотой власти, Тимошенко будет сидеть - потому что именно этот приговор позволяет власти держать в заложниках и судебную систему, и общество, и оппозицию. Этот приговор позволяет Януковичу держать за горло собственных соратников, как бы напоминая им: вы все в этом участвовали и сдача власти для каждого из вас будет означать не переход в другой лагерь, а разбор полетов.

В каком же случае Тимошенко освободят, и есть ли для этого другой вариант, кроме ухода Януковича? Теоретически - в случае усиления оппозиции, когда президент будет вынужден вступить в переговоры с ее представителями ради сохранения власти. Но и в этом случае освобождение Тимошенко - даже если это и будет первым условием оппозиционеров - будет последним, на что согласится Янукович.

Виталий Портников, журналист