Как вести себя рядом с террористическими государствами
Сирены, возвещающие о возможных ракетных обстрелах территории Израиля, уже прозвучали в Тель-Авиве, Хайфе, Димоне и многих других городах. Если бы не недавнее злодейское убийство трех израильских подростков и последующее за ним решение правительства начать операцию возмездия "Нерушимая скала", возможности террористов относительно глубины поражения израильской территории оставались бы скорее темами совещаний и газетных комментариев, но отнюдь не той страшной реальностью, с которой сейчас столкнулся Израиль.
Еще несколько месяцев назад могло показаться, что ничто не предвещает столь острой фазы противостояния на ближнем востоке. Запад продолжал рассчитывать, что стороны рано или поздно сядут за стол переговоров. Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас смог сформировать правительство национального единства с участием ХАМАС - и, несмотря на явное неудовольствие, проявленное и Вашингтоном, и Иерусалимом по поводу включения в кабинет министров-террористов, появлялась смутная надежда на грядущее умиротворение хамасовцев. Но это оказалось еще одной иллюзией.
Причины ошибки ясны. Такие организации, как ХАМАС, могут выигрывать только на радикальном поле. Если они превращаются в осторожные политические формирования, им на пятки начинают наступать другие радикалы - в Газе это "Исламский джихад", давно уже мечтающий перехватить власть у ХАМАСа. Лидеры террористов поняли: если они станут "просто" министрами у Аббаса, могут потерять Газу, и для доказательства своей радикальности должны предпринять что-то неординарное, например, убить израильских подростков. И все завертелось по предсказуемому сценарию дальнейшей эскалации. Этот сценарий показал, какие арсеналы смогли накопить террористы за время нестабильности в соседнем Египте, некогда пытавшимся ограничивать их вооружение.
Израиль сейчас, как и во время предыдущих АТО, должен пройти по лезвию ножа. С одной стороны, необходимо разрушить всю военную инфраструктуру террора, лишить ХАМАС возможности обстрела Израиля и вынудить хамасовцев согласиться на перемирие на условиях еврейского государства. С другой - невозможно полностью уничтожить всю структуру организации ХАМАС, так как подобная операция привела бы к значительным жертвам среди мирного населения Палестинской автономии. К тому же уничтожение ХАМАСа - это залог того, что завтра придется уничтожать "Исламский джихад". А это может быть еще более непросто.
Поскольку Украина тоже столкнулась с террористической опасностью - причем провоцируемой той самой страной, которая оказывает неоспоримую поддержку ХАМАСу, являясь косвенным поставщиком вооружений и безусловным политическим спонсором террористов, ей также нужно научиться искусству проходить в АТО по лезвию ножа. Необходимо научиться не только уничтожать террористов, но и сталкивать их между собой. Необходимо понимать, кого из бандитов лучше оставить для дальнейшего использования в политическом урегулировании, а кого стоит ликвидировать как смертельную угрозу. Необходимо понять, кто может вписаться в политический формат разрешения конфликта, а кто безнадежен с точки зрения перспектив стабильности. И, наконец, необходимо научиться выбирать момент, после которого международное сообщество будет вынуждено просто согласиться с уничтожением террористов и их инфраструктуры, и понимать, что этот момент является не бесконечностью, а окном возможностей. Именно овладение этим израильским искусством поможет в успешном завершении АТО в Донбассе, в выстраивании адекватных отношений с Россией и создании условий для возвращения аннексированной территории, которая имеет первостепенное значение как потенциальная база террористической подготовки и активности.
Виталий Портников, журналист