Как котят. К чему привела "поправка Кличко"
Полтора года назад с легкой руки Михаила Чечетова украинский политсленг пополнился выражением "развели как котят". Тогда, напомню, в роли котят выступила оппозиция, "разводящей" - сумевшая протолкнуть языковой закон (о котором сейчас мало кто вспоминает) власть. Теперь штатный юродствующий ПР мог бы повторить свою циничную фразу. Однако вместо этого в эфире ТВi он вещал о том, что Партия регионов защитит Виталия Кличко от Арсения Яценюка и не даст последнему устранить первого из президентской гонки (!).
Вся эта история оставила после себя стойкое впечатление неадекватности, традиционной для украинской политики последних месяцев. В четверг Рада приняла поправку в Налоговый кодекс, которая якобы может помешать баллотироваться на выборах 2015 года Виталию Кличко. Суть данной поправки в данном случае не важна. Важно то, что внесена она была депутатом от Батькивщины Игорем Бриченко. Как он сам сказал - по просьбе главы налогового комитета Виталия Хомутынника. Что сразу увеличило накал страстей на порядок. Не помогли даже объяснения Батькивщины, мол, депутат их сразу не разобрался что к чему. Резонный вопрос: а на кой оппозиционный депутат вносил что-либо в закон по просьбе своего политического оппонента, да еще и не разобравшись, вообще можно оставить за скобками.
Первая версия комбинации с поправкой: преступный режим готовится жестко отжимать конкурентов от избирательной гонки. Выглядит сомнительно. Ведь никаких резонов делать это именно сейчас, за полтора года до гонки, нет. Кроме того, Виталий Кличко в президентской кампании власти очень полезен. Его разногласия с Яценюком, Тягнибоком и Тимошенко (например, по поводу единого кандидата в первом туре), весьма кстати.
Другая версия, конспирологическая, гласит, что скандал с приправкой призван отвлечь внимание публики от непринятия решения по Тимошенко. Теории такого типа вообще очень популярны среде украинских политических аналитиков. Все в мире происходит для отвлечения чьего-то внимания от действий/бездействия/ планов Януковича В.Ф. В этот раз проволочки в решении вопроса Тимошенко якобы были связаны с тем, что все ждали, чем же окончатся переговоры Путина с Януковичем в Минске. Переговоры эти, как известно, не состоялись. О чем сведущие в российско-украинских делах наблюдатели предупреждали еще неделей ранее. Странно было бы полагать, что на Банковой не понимали всей бесполезности встречи Януковича с Путиным.
Для того, чтобы понять, что же такое произошло в парламенте в конце недели, надо задать себе простой вопрос: каков итог этой шумихи вокруг поправки Кличко? Он прост: теперь вся страна знает о том, что Виталий Владимирович Кличко не просто сомневающийся боксер-депутат, а полноценный кандидат в президенты. И дело не только в том, что он об этом наконец-то внятно объявил. А еще и в том, что власть борется только с полноценными кандидатами в президенты. Так ведь?
Постоянный недостаток Виталия Кличко состоял в том, что он казался каменной глыбой. Статной, массивной, но слишком уж неповоротливой. Он никак не мог принять решение о том, какова его стратегическая цель. Что-то объяснял, опровергал, вместо ключевых голосований в Раде катался по германиям. Короче, активного оппозиционера из него явно не получалось. Получался оппозиционер пассивный. И весь этот сыр-бор в Раде подтолкнуть Виталия Владимировича к важному решению и убедил всех в том, что он - оппозиционер. Ведь его мочат - значит оппозиционер.
В общем, партию с поправкой Банковая разыграла как по нотам. Теперь Кличко - 100-процентный кандидат, а в оппозиционной лодке на выборы официально плывут трое конкурентов. Недоверие друг к другу у них выросло? Еще как, поскольку рычаг давления на Кличко получили не только регионалы, но и союзники по оппозиции. Как котят? Определенно как котят.