Иранский пасьянс Дональда Трампа и почему он не сойдется
Сегодня КНР и Иран ведут между собой негласное соревнование за титул противника №1 США в Евразии. Этому способствует то, что у Дональда Трампа нет никаких сомнений во враждебности этих стран к США - в отличие от восприятия главой Белого Дома, например, России. Но если по поводу необходимости противодействия Пекину и среди традиционной внешнеполитической элиты США, и среди сторонников "стабильного гения" существует полный консенсус, то для начала политики конфронтации с Тегераном президент США был вынужден провести серьезные ротации в своей внешнеполитической команде весной этого года. Теперь на должностях Государственного секретаря США и Советника по нацбезопасности люди, которые полностью разделяют позицию Дональда Трампа не только по региональной политике Ирана на Ближнем Востоке или по ракетной программе этой страны, но и по невыгодности многостороннего соглашения 2015 по иранской ядерной программе.
Президентом США в его политике в отношении Ирана руководит желание показать, что он лучше, чем Барак Обама. Лучший переговорщик и дипломат. Если его предшественнику удалось достичь соглашения только о временных ограничениях по ядерной программе Ирана для обеспечения ее мирного характера, то мечта Дональда Трампа - всеобъемлющая договоренность, которая будет касаться всех спорных вопросов иранской политики.
Для этого глава Белого Дома выбрал типичную для себя тактику, о которой писалось ранее. Речь идет об угрозах, давлении и принуждении с параллельными предложениями начать переговоры для решения всех споров на условиях Дональда Трампа. США не просто вышли из соглашения 2015 года, но и начали вводить санкции. Ожидается, что 5 ноября 2018 начнут действовать санкции, касающиеся добычи и экспорта нефти из страны – главного источника доходов Ирана. Однако уже сегодня будущие санкции начали действовать. Иран массово покинули ведущие западные энергетические компании, которые вернулись в страну в течение последних 2 лет. А экспорт нефти из Ирана уже упал на 800 тысяч баррелей в сутки. В стране началось очередное обесценивание национальной валюты – риала. В Иране все чаще происходят протесты населения на социально-экономической почве. По сути, Вашингтон рассчитывает на то, что социальное напряжение, которое будет сопровождаться протестами граждан страны из-за ухудшения уровня жизни заставят Тегеран сесть за стол переговоров и идти на уступки - как это произошло после введения санкций США и ЕС в отношении Ирана в 2011 году.