встрече руководителей стран Таможенного союза завершится очередной декларацией - это можно было предсказать хотя бы по тому, как в полном молчании (разве что с немногочисленными ссылками на анонимные источники) прошла накануне встреча Владимира Путина и Виктора Януковича в Сочи. Но то, что главным результатом поездки в Астану станет решение подписать меморандум о намерении подписать меморандум относительно меморандума, который нужно будет подписать, когда будет создана соответствующая организация - этого не мог представить даже самый большой юморист. Театр абсурда - на то и театр абсурда, что он непредсказуем.

Итак, сухой остаток. Украина хочет быть наблюдателем в Таможенном союзе. Странам - членам ТС нравится это желание, но такого статуса у них нет, и вводить его они тоже не собираются, так как вскорости планируют заменить ТС Евразийским экономическим союзом. В этом союзе, которого еще нет - его планируют создать к 1 января 2015 года - Украина тоже хочет быть наблюдателем. Страны ТС и это приветствуют - и собираются работать над оформлением юридической базы для такого статуса. Это при том, что сами документы, регламентирующие деятельность ЕвразЭС, еще не согласованы странами-участницами - и, как это нередко бывало с интеграционными формированиями на постсоветском пространстве, 1 января 2015 года может изящно превратиться в 1 мая 2017-го.

Решение о присоединении (или неприсоединении) Украины к ЕвразЭС в качестве наблюдателя будет, скорее всего, принимать победитель выборов 2015 года
Но даже если представить себе, что окончательное решение о статусе Украины в ЕвразЭС будет принято в 2015 году, то возникает следующий вопрос: а нужно ли его обсуждать в Киеве? Если к этому времени будет все-таки подписано соглашение об ассоциации с Евросоюзом и заработает зона свободной торговли, это значительно ограничит свободу маневра для Киева относительно участия в постсоветских интеграционных экспериментах. Но даже если мы останемся в предбаннике ЕС и в ожидании соглашения об ассоциации, 2015 год будет годом президентских выборов, когда любое крупное внешнеполитическое решение, любое колебание чаши весов будет значительно сокращать электоральную базу кандидата от власти. Поэтому решение о присоединении (или неприсоединении) Украины к ЕвразЭС в качестве наблюдателя будет, скорее всего, принимать уже победитель выборов 2015 года.

А до этого Виктор Янукович будет просто приезжать - если захочет, конечно - на заседания Высшего экономического совета ТС в качестве гостя, который не может повлиять ни на какие решения, но зато эффектно смотрится рядом с другими президентами. Как живое напоминание телезрителям стран ТС о том, что Украина могла бы быть с нами, но в результате с нами только Янукович, да и тот проездом в Брюссель. 

После выборов 2010 года мне уже приходилось писать о том, что Виктор Янукович никогда не будет пророссийским президентом. Сейчас стоит напомнить об аргументах этого сбывающегося прогноза. Интересы собственного клана будут побуждать его дистанцироваться от России и делать все возможное, чтобы не пустить на украинский рынок российских конкурентов. Олигархи, стоящие за Януковичем, тоже боятся самой идеи поглощения Украины Москвой и ее союзами. И не зря. В России действуют те же криминально-коррупционные правила политической и экономической жизни. Заказчики этих правил отожмут украинских коллег, стоит их только пустить в Украину. Невыгодно Януковичу и присоединение к Таможенному союзу. Не Януковичу президенту, а Януковичу - олигарху, которым он, учитывая темпы роста семейного бизнеса, является в первую очередь. Поэтому никакой интеграции в Таможенный союз в Астане не произошло и не могло произойти. Произошел обычный, бессмысленный и беспощадный постсоветский абсурд.

Виталий Портников, журналист