Госзакупки: коррупцию вводят в законное русло
Кем становится у нас водитель такого жигуленка, если ему удается выгодно продать чужое масло и пересесть из своей старенькой машины в салон шестисотого "мерса"? Правильно - он становится депутатом. Он становится главой правительства. Он становится президентом - и тогда в салоне его машины вместо умыкнутой бутыли с маслом оказывается вся страна. А и правильно! Зачем добру пропадать?
На одной из телевизионных программ, в эфире которой представители самой честной в мире партии привычно рассказывали своим зрителям о коррумпированности предшественников, я поинтересовался, считают ли депутаты нормальным, когда процедуры отбора исполнителей работ для Евро-2012 проводятся с участием только одного претендента. Но оказалось, что это не депутаты не понимают - это я не понимаю. Ведь приняла же Верховная Рада специальный закон, облегчивший Борису Колесникову жизнь и обеспечивший его честность. Не в последнюю очередь благодаря этому закону европейский футбольный чемпионат 2012 года войдет в украинскую историю - и в историю мирового спорта - как настоящий фестиваль потемкинских деревень и коррупции. Но узаконенной коррупции, прошу заметить. Коррупции, одобренной парламентом.
Эта ситуация, которую удалось провернуть, объясняя, что иначе Украина не сможет сдать в срок спортивные и логистические объекты, так понравилась загребущим рукам из Партии регионов, что они решили устроить себе чемпионат навсегда. Именно поэтому и появился новый, куда более усовершенствованный манифест узаконенной коррупции - закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок".
Как известно, новым документом из-под действия закона о госзакупках выводятся госпредприятия, казенные предприятия, коммунальные унитарные предприятия, хозяйственные общества с государственной долей в уставном капитале свыше 50%. Теперь на законных основаниях можно не проводить тендеры и не публиковать данные о закупках. То есть госчиновники и аффилированные с ними бизнесмены - совладельцы госсобственности получают такие возможности для умыкания в салон, что остается им только позавидовать.
А вы говорите - экономические реформы. Настоящей реформой, до которой додумались депутаты, была языковая - именно под дымовой завесой страстей по языку удалось провернуть новую комбинацию с госзакупками, против которой не возразил никто - ни парламентарии, ни их кристально моральный спикер, ни гарант всего самого ценного, что у нас еще есть. Подписали - просчитали - прослезились. И пока они будут рыдать от радости, бюджет будет мелеть, денег в нем будет все меньше - как и возможностей государства исполнять свои социальные функции.
Аннушка уже пролила масло.
Виталий Портников, журналист