Государственный терроризм Лукашенко и рука Кремля. Статус-кво невозможен
Спецоперация режима Лукашенко по задержанию бывшего редактора telegram-канала NEXTA Романа Протасевича не является просто пересечением еще одной красной линии. С Александром Лукашенко все понятно, он давно готов на все и не воспринимает реальность адекватно, для него каких-либо границ больше нет.
И речь здесь уже не о политике и международном праве, а о морали. Можно сколько угодно анализировать, какие именно международно-правовые нормы режим Лукашенко нарушил, начиная с Чикагской конвенции, но пусть это сделает ICAO (Международная организация гражданской авиации. – Ред.).
На самом деле, это акт государственного терроризма и государственного воздушного пиратства: в Европе XXI века.
Рука Кремля
Ранее только российский режим мог "позволить" себе убивать, травить и организовывать взрывы на складах оружия на территории стран НАТО и ЕС. Теперь оказалось, что самолет, следовавший из одной страны ЕС в другую, можно принудительно посадить с целью ареста противников режима Лукашенко.
Маловероятно, что Лукашенко обратился к этому без ведома Кремля и российских спецслужб. Для президента РФ Владимира Путина – это реальная возможность увеличения влияния на Лукашенко, ведь теперь он в одной компании с Каддафи и ему подобными.
Более того, у Москвы появился реальный козырь в переговорах с Западом, ведь "сдать" Лукашенко может только Путин, и ему будет о чем поговорить с президентом США Джо Байденом и лидерами Евросоюза.
ЕС и США могут попросить Путина "посмотреть" на рынок недвижимости в Ростове, есть ли там место еще для одного бывшего президента, но это Путин будет продавать очень и очень дорого, как и свой сценарий перезагрузки власти в Беларуси.
Результатом этого сценария станет увеличение присутствия РФ в Беларуси, в том числе военной, что создает для Украины новый уровень вызовов с севера.
Борьба с терроризмом
ЕС и США находятся под давлением необходимости найти адекватный ответ государственному терроризму. Как по мне, это должны быть как минимум полный запрет транзита через Беларусь и конфискация активов Лукашенко.
Первое является задачей для ЕС, второе – прежде всего для США. Любые другие действия с меньшим воздействием, как, например, запрет полетов через Беларусь, будут выглядеть как слабость.
Для Украины общность действий с ЕС и США станет тестом. Раньше можно было под разными соусами говорить о желании сохранить экономические отношения с Беларусью, которые во многих сферах действительно важны. Теперь придется делать сложный выбор.
Выглядеть беспринципными слабаками мы не можем, должны сформулировать ответ и объяснить его как украинскому обществу, так и нашим партнерам. Понятно, что статус-кво здесь невозможен.
Для Запада сейчас появилась фундаментальная проблема, как обеспечить безопасность обществ и граждан в мире, где даже маленькие диктаторы позволяют себе нарушать все цивилизованные нормы.
Единственная возможность это сделать – наказать Лукашенко и его режим таким образом, чтобы никому больше не хотелось воспользоваться подобным. То есть сделать так, чтобы это не могло стать прецедентом.
Также очевидно, что для украинцев пребывание на территории Беларуси опасно. Лукашенко много раз говорил о якобы провокациях, организованных из Украины, включая организацию протестов и поставки оружия. Кто знает, какие ему или белорусским спецслужбам придут в голову идеи по организации провокаций в отношении наших граждан.
Задержание Протасевича показывает, что все возможно. Кстати, протесты в Беларуси могут получить "новое дыхание" из-за эмоциональной волны вокруг задержания. Вопрос, кто и как их возглавит, ведь проблема предыдущих была в отсутствии лидерства. Думаю, Москва к этому уже подготовилась.
ЕС и Восточное партнерство
Также очевидно, что сейчас чуть ли не лучшее время для того, чтобы изменить позицию ЕС относительно Восточного партнерства. Понятно, что никто теперь за один стол с представителями режима Лукашенко не сядет. Это не значит, что нужно останавливать проекты, это будет играть только на дальнейшую изоляцию режима, но ни о каком политическом представительстве нечего и говорить. Ничто, кроме географии, страны Восточного партнерства уже не связывает, а значит, эта логика должна быть изменена.
Для Украины в течение почти всего периода независимости, Беларусь оставалась важным экономическим звеном, а дополнительно для многих украинцев – символом постсоветской стабильности, не случайно Лукашенко был очень популярен среди части общества.
Не уверен, что последние события изменили мнение всех "фанатов" Лукашенко в Украине, но некоторые свою "вакцинацию" против вируса диктаторства получили. Всегда наступает время, когда диктаторы показывают свое истинное лицо.
Мы связаны с Беларусью столетиями истории, культурными и экономическими связями, и должны их сохранить – это залог нашей безопасности и минимизации угрозы с севера. Я верю, что когда-то мы увидим европейскую Беларусь, но она не возникнет сама по себе.
Наш пример успешной европейской страны должен быть угрозой для режима Лукашенко, как он представляет угрозу для режима Путина.