Другой парламент. Референдум означает полную узурпацию власти
Все это - латиноамериканская классика. Человек побеждает на выборах, используя все преимущества демократии, и затем начинает перестраивать государство под себя. За три года Януковичу удалось многое - практически полностью уничтожено разделение власти на ветви, подчинены правоохранительные органы и суды, стала послушным орудием прокуратура, переведены в ручной режим управления телеканалы. Да и парламент до последних выборов был скорее департаментом президентской администрации, чем законодательной властью. Впрочем, парламентом после выборов Верховная Рада тоже не стала - но оказалось, что полученных регионалами и их союзниками голосов не хватает для принятия необходимых решений. В Раде, по существу, возникла патовая ситуация, когда власть не может продавить нужные ей решения, но может заблокировать предложения оппозиции - и наоборот. К тому же парламент вновь стал органом, с трибуны которого звучат оппозиционные заявления, самые радикальные призывы и требования.
В демократической стране из этого сделали бы самый простой вывод: нужно договариваться с оппозицией. Ведь нынешний состав парламента - это отражение общественных настроений. Если бы власть не сыграла бы со страной в наперсток и не продавила бы проведение выборов по мажоритарке на половину из 450 мест, в Верховной Раде сейчас было бы оппозиционное большинство. А это означает, что большинство граждан страны не приемлет власть.
В стране авторитарной делают совершенно другой вывод: нужно дожать оппонентов. Если мажоритарка не оправдала ожиданий по половине округов, то нужно распространить ее на все сто процентов мест - и добиться своего. Бывший комсомольский функционер Ефремов хорошо помнит времена, когда депутаты всех советов - от районных до Верховного - голосовали единогласно за любое, даже самое идиотское предложение партийного начальства. Именно такой парламент ему и нужен. И Януковичу, очевидно, тоже - потому что с появлением такого парламента будет разрушена последняя преграда на пути к установлению в стране авторитаризма, не допускающего возможности дискуссии и - самое главное - смены власти.
Виталий Портников, журналист