Но от чувства стыда никуда не денешься, оно не может не посещать, когда видишь, с кем общается руководитель твоей собственной страны. Хорошо помню, какое чувство стыда охватило меня, когда я увидел первое интервью нового украинского президента Леонида Кучмы - он дал его газете "Правда". Я уж сейчас и не помню, о чем оно там было, но само осознание того, что в 1994 году глава современного государства общается с органом компартии Российской Федерации, газетой, корреспондентов которой никогда не примет президент самой России, угнетало. Потому что понятно было, это не случайный выбор, это выбор единомышленников - если не в классовом подходе, то в подходе к судьбе страны. Что, как и российские коммунисты, новый президент не видит ни демократической европейской Украины, ни реформ, ни украинской культуры - ничего. И для меня это небольшое интервью значило больше, чем толстенный том "Украина - не Россия", написанный позже помощниками Кучмы.  Интервью "Правде" появилось тогда, когда Кучма еще не научился притворяться украинским президентом.

От чувства стыда никуда не денешься, оно не может не посещать, когда видишь, с кем общается руководитель твоей собственной страны

Прошло почти два десятилетия - и оказалось, что пределов этому падению нет. Уже новый руководитель Украины, премьер и председатель правящей партии Николай Азаров дает интервью газете "Завтра" - газете, которую вряд ли почтит своим вниманием премьер-министр России. Потому что "Завтра" - это "Правда" в квадрате, это еженедельный манифест русского шовинизма, ксенофобии, антисемитизма и человеконенавистничества. Появиться в таком издании в качестве положительного героя - я уж не говорю об интервью - это просто позор. Не знаю, заходил ли заслуженный пользователь Фейсбука Азаров на страницу "Завтра" - но пусть зайдет. Пусть почитает статью, которая идет вслед за его прочувственной беседой с главным редактором газеты, одиозным Александром Прохановым. И узнает, что "Мы всегда и везде говорили: Россия - да, для русских, но и для всех других народов, которые честно и нелицемерно связали с нами свою историческую судьбу тоже. Россия - не национальное государство, Россия - Священная Империя, благодатный ковчег, хранящий спасительное учение Христово, и каждый желающий стать причастником этой Божественной благодати, может присоединиться к такому священному служению Русского народа, может стать его помощником и соратником в этом промыслительном, исповедническом подвиге борьбы с сатанинским злом, остервенело рвущемся в наш мир в разнообразных личинах, обличьях и масках". Пусть посмотрит еще и увидит, что -  как уже в другой статье - автор которой "не отрицает" и "не утверждает" сам факт Холокоста, объясняется, что сама эта тема используется для создания некоей новой "всемирной религии" - "об иерархии, в которой еврейству отводится главенствующая роль", и одновременно - "об антисемитской "греховности" Св. Церкви, что по сути своей есть отрицание и осуждение исторического пути Христианства с IV по XX века".

Я просто процитировал два текста, взятых наугад. Пусть пресс-служба премьера поищет что-то другое, менее средневековое, менее оскорбительное для всякого уважающего себя человека. Пусть подумает, в какой оскорбительный для нашей страны, для уважающих себя людей, да и для самого Азарова  контекст она поместила эту беседу с коверным шовинистом российской власти. Фраза "никуда Украина не движется" - тоже цитата. Уже из азаровского интервью Проханову. Эта фраза - ответ на упреки "так называемой оппозиции" (очевидно, просто оппозиции победоносному курсу Николая Яновича быть не может), которая уверена, что движение в сторону Таможенного союза - это движение в сторону от союза Европейского. И тут я хочу согласиться не с "так называемой оппозицией", а с премьер-министром Украины. Никуда Украина не движется - в болоте нет движения и нет кораблей, одна тина да жабы. И пока в нашей стране будет такая неразборчивая в средствах и собеседниках, такая заискивающая перед московским барином власть - мы не сдвинемся ни на шаг.

Виталий Портников, журналист