Атака на ТВі: задачи и последствия
Накануне парламентских выборов украинская власть ведет масштабное наступление на остатки независимого украинского телевидения, которое на сегодня воплощает в себе канал ТВі. Осуществляется план посредством исключения телеканала из сеток вещания кабельных операторов или же введения особых ограничений, как следствие - сокращающих аудиторию.
Например, автор этих строк на днях получил по почте извещение от Воли-кабель о пересмотре пакетов вещания (естественно, ради "блага потребителя"), в котором оператор ссылается на решения регулирующих органов и ставит перед фактом: отныне ТВі будет транслироваться в самом дорогом пакете - "Всесвіт". То есть, с одной стороны, это не полное исключение канала из сетки, как в случае с Триоланом, но все равно ограничение - доступ к оппозиционному украинскому каналу банально становится дороже из-за довеска в виде сотни иностранных продуктов.
Что привлекает внимание во всей этой ситуации? Часто проводят аналогии между действиями российской власти по отношению к НТВ и украинской - по отношению к ТВі. Однако в России решение проблемы с неугодным каналом последовательно представлялось как спор хозяйствующих субъектов с соответствующими решениями судов. Украинская же власть осуществляет план через прямое административное давление.
Еще одна странная особенность поведения власти. Давление осуществляется на канал, который, во-первых, никогда не присутствовал в украинском эфире повсеместно, как Первый национальный или Интер. Во-вторых, ТВі не попал в созданную недавно систему национального цифрового эфирного телевидения DVB-T. То есть изначально его в полном объеме смотреть могли только пользователи спутникового телевидения и абоненты кабельных операторов, а в урезанном виде - аудитория региональных телерадиокомпаний, включавших программы ТВі в свои эфиры. Первых - владельцев спутниковых тарелок - не так уж много, и чтобы они перестали смотреть опальный канал, нужно физически прекратить его вещание. Что, собственно, было сделано в случае с третьими - партнерские региональные компании из своих эфиров ТВі под разными предлогами исключили. А вот абоненты кабельщиков живут в городах и наряду с кабельным ТВ имеют доступ к интернету (зачастую через одного и того же оператора). Потеряют канал ТВі в телепакете - включат онлайн-трансляцию, на худой конец - позже найдут нужный сюжет на Youtube. А каков эффект от просмотра? Включая в Сети программы запрещенного канала, многие пользователи уверены, что смотрят опасную для власти правду.
Словом, действия украинской власти выглядят нерациональными. Успехи, достигнутые в борьбе с опальным каналом - свидетельство не столько силы, сколько слабости сложившейся политической системы.
Фактически, мы имеем дело с некими психологическими последствиями "эффекта Майдана". Похоже, нынешняя власть по-прежнему уверена, что события 2004 года стали итогом не каких-то объективных процессов, а исключительно - подрывной работы политических конкурентов и западных доноров. Мол, все всем были довольны, но "оранжевые" накрутили народ, вывели его на улицу, и победа Януковича обернулась поражением. А одну из главных ролей в схеме сыграл 5 канал, потому любые попытки созыва новых майданов можно и нужно упредить закрытием оппозиционных каналов.
В глазах власти TВі занял место 5 канала образца 2004-го и принял на себя все ее иррациональные страхи. Видимо, кто-то считает, что его закрытие автоматически спасет от любых революций.
Кроме того, играет свою роль и желание местных начальников услужить главным, показав свое рвение в борьбе с врагами системы, что вполне вписывается в традиции отечественных бюрократических отношений, основанных на сращивании партий и чиновничества. Бюрократы, располагающие определенным административным ресурсом, хотят продемонстрировать верность и полезность.
При этом система не учитывает, что за последние восемь лет информационная среда серьезно изменилась, что тот же ТВі - это не столько рупор, сколько ретранслятор сообщений из интернета. Что совсем необязательно смотреть телевизор, чтобы увидеть происходящее вокруг в реальном свете.
Возврат к административным методам информационной работы говорит лишь о том, что власти народу сказать нечего. На подконтрольных каналах - песни, танцы и стерильные новости. Неподконтрольному уготованы плотно закрученные гайки, еще лучше - закрытие.
Впрочем, окончательная победа над оппозиционным каналом окажется для власти пирровой. Она популяризирует любые независимые и оппозиционные медиа-ресурсы. И лишний раз продемонстрирует авторитарный характер власти перед европейским сообществом. А там и до признания парламентских выборов нелегитимными рукой подать.
Петр Олещук, политолог