Петр Порошенко (фото - Андрей Гудзенко/LIGA.net)

7 июня, после длительного прессинга западных кредиторов и общественного давления Верховная Рада приняла закон о Высшем антикоррупционном суде, а 12 июля внесла окончательные поправки. Закон дал право Общественному совету международных экспертов (ОСМЭ) дисквалифицировать кандидатов, которых он сам признает недобропорядочными.

Без этого права МВФ угрожал закрыть программу финансирования, не давая очередной транш в 1,9 млрд долларов. Прекращение сотрудничества с Фондом накануне пиковой нагрузки по внешнему долгу, приходящейся на 2019 год, год выборов, грозит экономическим коллапсом. Понимая государственные риски, ключевые игроки властной коалиции решились создать суд, несмотря на страх стать его подсудимыми.

Как только суд заработает, ничего не мешает НАБУ заканчивать расследование дел, передавать в САП, а оттуда идти с обвинением в антикорсуд.

Совет иностранцев с правом вето не дает Администрации президента с помощью Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) повторить отбор в Верховный суд. Тогда ВККС игнорировала общественников, пропуская на должности многих представителей старой системы.

Теперь основная борьба развернется за возможность политического руководства блокировать работу Антикоррупционного суда.

У представителей власти есть три способа обезопасить себя от антикоррупционного преследования:

♦ Назначить в ОСМЭ (ГРМЕ- укр) трех лояльных экспертов (позволит блокировать любое решение совета)

Обхитрить доноров и поднять в рейтинге нужных претендентов (которых никто не заподозрит в связях с властью)

Поломать антикоррупционную вертикаль в другом месте (подчинив руководство САП или НАБУ)

У источников LIGA.net есть основания полагать, что власть попытается, в первую очередь, назначить в ОСМЭ лояльных экспертов. В киевском офисе ОБСЕ и Совете Европы в Страсбурге есть люди, близкие к Администрации президента.

Второй метод - действовать проверенным способом, как в отборе в Верховный суд, тянуть по конкурсу "своих" кандидатов, перемешивая их с профессурой и юристами.

В обоих случаях часть избранных судей с лояльностью к власти поломает антикоррупционную вертикаль, позволит замешанным в коррупции чиновникам не бояться тюрьмы, дальше воровать и иметь возможность договориться или даже восстанавиться на должностях. Такие прецеденты уже есть.

Американцев за борт

Источники LIGA.net утверждают, что в Администрации президента сделали все возможное, чтобы в ОСМЭ не смогли попасть американцы. Банковой не нужны сильные игроки, которые бы во время конкурса занимали принципиальную позицию по кандидатам.

С этой целью в АП предложили западным партнёрам обозначить в законе, что номинировать экспертов в ОСМЭ могут не структуры, предоставляющие "международно-техническую помощь", а "международные организации", которые сотрудничают с Украиной по вопросам борьбы с коррупцией.

Филатов Алексей

Замглавы АП Алексея Филатова называют главным переговорщиком от власти с МВФ и Всемирным банком по антикорсуду (Фото - LIGA.net)

Таким образом, правительственное агентство США USAID, которое занимается поддержкой антикоррупционных инициатив в Украине, оставили за бортом совета. По этой же логике МВФ оказался также не у дел.

МИД предоставил список организаций, имеющих право номинировать экспертов в ОСМЭ:

Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC),

Группа государств против коррупции (GRECO)

Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL)

Организация экономического сотрудничества и развития (OECD)

Организация Евросоюза (Евроюст),

Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF)

Европейские партнеры против коррупции (EPAC)

Европол

Международная группа по противодействию отмыванию грязных денег (FATF)

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (OSCE)

Интерпол

Всемирный банк

Европейский банк реконструкции и развития (EBRD)

Из приведенного списка, только агентство Евроюст Евросоюза и Всемирный банк ранее демонстрировали интерес к борьбе с коррупцией в Украине. Но Всемирный Банк отказался от выдвижения своего представителя в совет. Вашингтонские юристы кредитора увидели в этом конфликт интересов. Он очевиден на фоне жестких переговоров с АП об Антикорсуду и роли ОСМЭ в отборе судей.

Читайте также: "Мы не папуасы". Какой Антикоррупционный суд хотят депутаты

Собеседники LIGA.net объясняют поведение американцев осторожностью. Депутаты из большинства называли стремление иностранных посольств и доноров влиять на отбор судей (право вето) посягательством на суверенитет. Не исключено, что отсутствие американцев в совете стало компромиссом в переговорах.

Таким образом, все организации, связанные со США, не могут или отказались номинировать своих представителей в ОСМЭ. Тем самым Банковая улучшила шансы провести лояльных экспертов в совет и заполучить удобных судей.

Друзья и оппоненты в Европе

В АП также хотели избавиться и от представителей Евросоюза, рассказывает осведомленный источник. Для контроля над советом экспертов АП нужно их также устранить. Это пока не получается. По словам собеседников издания, ЕС наоборот взял неформальное обязательство собрать единый список претендентов на роль экспертов в совет. Всего 12 человек на 6 мест от всех организаций, утвержденных МИД.

Один список под патронатом ЕС не позволит АП заполнить все места выдвиженцами от одной или двух организаций из списка МИД, которые по данным LIGA.net, на короткой ноге с Банковой.

Речь может идти о спецпредставителе генсекретаря Совета Европы Режи Брийя и человеке из киевского офиса ОБСЕ. Эти люди могут помочь Банковой с поиском лояльных экспертов среди европейской бюрократии. Брийя ранее был замечен в подыгрывании власти, когда хвалил конкурс в Верховный суд, который не был идеальным.

В ОБСЕ, где председательствует в этом году Италия, дали понять, что организация не будет выдвигать номинантов в совет, чтобы не наразиться на очередную порцию критики после скандала с утечкой досье мониторинговой миссии в Донбассе.

Спецпредставитель генерального секретаря Совета Европы Режи Брийя (слева) неоднократно
хвалил результаты судебной реформы для провластных СМИ (Фото: rada.gov.ua)

Утверждать экспертов в этот совет уполномочена Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ВККС). ВККС имеет право укомплектовать совет представителями даже одной организации, а также выбрать 6 самых удобных экспертов.
Глава ВККС Сергей Козьяков заявил, что такие обвинения в сторону ВККС – это неправда. По его словам, именно ВККС выступает инициатором координации единого списка от всех организаций, включительно с Евросоюзом.

"Нет таких людей, с которыми нельзя договориться, многие европейцы не против ковришек и подарков. Они ничем не лучше и не хуже нас – говорит депутат от БПП Иван Винник, – но если они возьмут на себя бремя общей ответственности за отбор судей, то достойно исполнят

Он говорит, что опасения о провластных экспертах в ОСМЭ преувеличены. Украина не ведет системной работы по окучиванию европейцев в Страсбурге."Этим занимается Россия, но не мы". Сообщения о людях Банковой, которые попадут в совет напоминают нардепу "зрадофилскую" логику, которую раньше озвучивал президент.

"Зрадофилам, хоть трезубец повесь над Кремлем - скажут, что криво", – сказал президент на совете регионального развития, комментируя успехи децентрализации.

Кроме того, депутат позитивно отнесся к тому, что ОБСЕ не будет номинировать своего представителя в ОСМЭ: "ОБСЕ – организация, с которой всем легко договориться, не только власти". Винник убежден, что ключевую роль в отборе судей должны отыграть украинцы, как члены ВККС (Дополнено).

В общественном секторе говорят, что показателем честного списка должны стать подписи под ним коллег из Евросоюза. Формирование ОСМЭ должно состоятся осенью.

Конкурсные риски

Если Банковой не удастся провести лояльных кандидатов в ОСМЭ или их будет недостаточно, то выбрать выгодных судей они смогут во время конкурса.

ВККС начала прием документов на конкурс 8 августа и закончит 14 сентября. Предварительные заявки на участие оставили 600 человек. 27 мест получат судьи антикорсуда, а 12 судей избираются в Апелляционную палату.

В антикоррупционных организациях считают, что нынешний отбор будет характеризоваться сокрытием результатов тестирования, непрозрачными собеседованиями, что повлечет формирование нечестного рейтинга кандидатов, как это было с Верховным судом.

Не допустить к конкурсу

В первом отборе судей Верховного суда ВККС не допустила к конкурсу почти половину желающих. Главной причиной недопуска стал неподтвержденный опыт работы в юридической сфере.

Адвокатам отказывали в регистрации, потому что ВККС потребовала показать контракты с клиентами и найти копии судебных решений по этим делам.

Глава ВККС Сергей Козьяков на заседении комиссии

Глава ВККС Сергей Козьяков на заседении комиссии (Фото: Facebook)

Субъективные оценки

Только ВККС сможет ранжировать судей по списку: кто проходной, а кто - нет. Комиссия выставляет кандидатам баллы на каждом этапе отбора. Максимум можно получить 1 тыс баллов.

Известно, 210 баллов можно получить за результаты профессионального теста, а как распределятся остальны баллы – непонятно. У комиссии нет практики обнародования оценок и решенных заданий, а также письменных выводов по результатам собеседований.

Читайте также: Единственный аргумент, который поймут коррупционеры

Качество кандидатов

Имена победителей конкурса станут известны накануне президентских выборов в феврале-марте 2019 года. Власть не захочет ссориться с обществом и протаскивать кандидатов с испорченной репутацией.

В среде общественных активистов говорят, что новым трендом назначений в Антикоррупционный суд станут "серые" кандидаты, косвенно связанные с группами влияния. Они под вывеской честных, но неизвестных адвокатов, смогут пройти незамеченными международными экспертами и получить от ВККС внушительные баллы.

Если эти люди не были связаны с политикой, без сомнительного состояния, то такая категория юристов, скорее всего, попадет в антикорсуд.

После окончания всех тестов, ВККС сформирует рейтинг кандидатов и даст рекомендации о назначении Высшему совету правосудия. ВРП уже представит кандидатов президенту Украины для назначения.