"Мистер Байден, почему мы еще не в НАТО?" Интервью Зеленского Axios – за минуту
Президент Владимир Зеленский дал интервью программе Axios на американском канале HBO. Он хочет поинтересоваться у президента США Джо Байдена о вступлении Украины в НАТО и привлечь его к нормандскому формату, не считает Китай геополитической угрозой №1, сожалеет о Будапештском меморандуме и уверен: при нем Крым бы не захватили.
Фрагменты интервью опубликовали Axios и Голос Америки. Офис президента показал более широкую и отличающуюся версию (например, у ОП нет слова "мир" в цитате о вакцинации: "Мы не являемся полноценными членами ЕС или мира"). LIGA.net выбрала главные цитаты из интервью президента.
Первым делом спросил бы Байдена о НАТО. "У меня очень простой вопрос – почему Украина до сих пор не в НАТО? Если без этих фраз, что мы все будем думать, мы будем общаться, для меня первый вопрос звучал бы так: "Мистер президент, почему мы до сих пор не в НАТО?".
И уже предугадал его ответ. "Я верю, что ответ (Байдена. – Ред.) может звучать так: "Господин президент, мы ощущаем Украину как стратегического партнера. Мы понимаем, что Украина реально имеет сегодня мощную армию в Европе и защищает на востоке страны не только украинских граждан, но и европейских. Поэтому за мою каденцию Украина должна быть в НАТО".
Хочет привлечь Байдена к нормандскому формату или создать параллельную площадку с РФ и США. "Я действительно хотел бы привлечь Байдена к нормандскому формату. Я готов идти на все, чтобы договориться с президентом США и нормандской четверкой<...>. Если это не будет работать и если не будут все против, я не вижу большой проблемы, чтобы делать параллельно с нормандским форматом еще один, где обязательно должны быть США и Россия".
И готов ехать в Белый дом. "Я думаю, что обязательно буду приглашен президентом Байденом в Белый дом, и с удовольствием приму это приглашение".
Поражен штурмом Капитолия. "Это был мощный удар по демократии США<…>. Я был серьезно обеспокоен<...>. Не хотел, чтобы у вас был какой-то переворот, стрельба, и, не дай Бог, жертвы. Просто, после такого, думаю, очень сложно было бы миру смотреть на США как на символ демократии".
Уверен: при нем РФ не захватила бы Крым. "Если бы я тогда был президентом, мы бы там все умерли в Крыму, но мы бы туда "зеленых человечков" не пустили. А если бы не пустили туда "зеленых человечков", то Россия не помогала бы сепаратистам и не была бы на востоке Украины".
Россия пытается создать в Украине Приднестровье. "Прошел год и один месяц от Нормандской встречи, и я не вижу серьезных шагов вперед <...>. Они (РФ. – Ред.) видят дальше федерализацию Украины, и это правда. Ослабление украинской центральной власти, сохранение, так или иначе, сепаратистов. Я понимаю, что они делают. Мы видели это в Приднестровье. Тот же эффект".
Ограничения против России работают, но этого недостаточно. "Многие санкции сработали. Например, против Северного потока действительно сработали <…> недостаточно. Санкции – это момент замораживания конфликта, остановки эскалации. Это неплохой первый шаг. Но это первый шаг".
Нужны деньги на информвойну. "Мало военной помощи, пусть не обижаются на меня США. Хотя мы благодарны и за увеличение этой военной помощи. На $25 млн больше выделено на летальное вооружение в этом году. Но на информационную войну не хватит. Этот вопрос ко всем. Мы обязательно должны говорить о центре противодействия кибератакам".
Будапештский меморандум – ошибка. "Это предательство по отношению к Украине. Я считаю, что это большая ошибка. Любые мировые дипломатические договоренности с момента, когда не выполняется Будапештский меморандум, умножены на ноль".
Но ядерное оружие Украина возвращать не будет. "Сегодня это неправильно делать. Все-таки мы должны не превращаться из людей в зверей. Цивилизация, в конце концов, победит".
Не считает Китай геополитической угрозой №1. "Не могу с этим согласиться, потому что в Украине мы этого не чувствуем<…>. Сейчас у США с Китаем вроде как холодная война, хотя она публичная, ведь война на уровне бизнеса и тому подобное. Мы знаем, что в Украине представлены США, бизнес, но у нас представлен и китайский бизнес".
Исключает возможность продажи Мотор Сич. "Никогда, по крайней мере, при мне. Я же не на всю жизнь, я же не генеральный секретарь. В мое время точно этого не будет".
Не стоило публиковать разговор Зеленский-Трамп. "Неважно, о чем мы говорили. Это первый серьезный разговор между двумя президентами, между стратегическими партнерами. И в любом случае никто из нас не имеет права публиковать такие вещи<…>. Немного зол (на Трампа. – Ред.)".
Обидно стоять с вытянутой рукой за вакциной. "То, что Украина не является равноправным членом ЕС или мира, на это четко указали сроки вакцинации. Мы не в приоритете стран мира, которые получат вакцину сразу. Те страны ЕС, с которыми у нас прекрасные отношения и к лидерам которых я обращался, сказали, что будут нам помогать. И действительно они частично от своих вакцин будут понемногу отдавать нам. Но им будет трудно это объяснить своему народу. Очень неприятно чувствовать, что ты стоишь с протянутой рукой".
Россия использует трудности Украины с получением вакцины. "Это одно из проявлений серьезной информационной войны, которая ведется. Вопрос не в том, что там написано Made in Russia. Вопрос в том, что никто не может гарантировать качество этой вакцины. Они пользуются тем, что европейский препарат приходит к нам очень поздно, поэтому предлагают свой".
Хочет привлечь к ответственности Дубинского и Деркача. "Стоит обязательно (вопрос юридического преследования нардепов, попавших в санкционный список США. – Ред.). И не только перед этими депутатами. А перед всеми. Я хочу, чтобы было открыто уголовное дело по этому поводу (вмешательства в выборы США. – Ред.)"
Украина готова помогать США в расследовании связей Джулиани и Деркача. "Мы готовы помогать. У нас настроение очень правильное и продуктивное. Мы готовы помогать США получить правду и результат в этом деле. Потому что для нас самих это очень важно".
Читайте также статью от LIGA.net: "Американский лев". Как Джо Байден завоевал Белый дом и что может припомнить Зеленскому