Соглашение с Chevron: что выиграет Украина
Одобренный Кабинетом министров проект соглашения о разделе продукции (СРП) с компанией Chevron относительно добычи нетрадиционных углеводородов в пределах Олесской площади, пока нельзя назвать прорывом в энергетической сфере. И концентрировать внимание на этих соглашениях рано.
Сейчас важнее определить, какие именно ресурсы, и в каких объемах находятся на территории Украины. О самой же добыче речь пока не идет. Можно лишь оценивать перспективы, вести речь о том, что на территории Украины, возможно, залегают ресурсы, которые как в экономическом, так и экологическом плане целесообразно добывать.
Честно говоря, непонятна позиция некоторых политиков, которые заявляют о том, что Украина уже имеет большие запасы нетрадиционных углеводородов, которые можно будет экспортировать через несколько лет. Это безответственно.
Chevron еще придется пройти ряд согласований, в том числе с местными властями, на территории которых может вестись разведка и добыча. Следует помнить, что отношение к добыче нетрадиционных углеводородов во многих странах, не только Украине, довольно неоднозначное. Поэтому компании придется провести дополнительную разъяснительную работу, чтобы убедить население в минимизации рисков добычи, а также выгодах, которые получат граждане от компании-инвестора.
Что же касается предположений о коррупционной составляющей в данном проекте, то говорить об этом пока не стоит. Здесь можно вспомнить о подозрении, которое высказывалось о компании СПК-Геосервис, участвующую в СРП с Shell. Но, во-первых, в самой компании лишь пожимают плечами в ответ на обвинения в коррупции, и, во-вторых на данном этапе, когда еще далеко до начала промышленной добычи, вряд ли на этот вопрос можно ответить.
А вот если действительно будут достигнуты конкретные результаты, когда начнется промышленная добыча, необходимо следить за тем, чтобы поставки газа осуществлялись прозрачно, а не шли офшорным компаниям. Но это вопрос не сегодняшнего дня, о нем можно будет говорить не ранее 2020 года.
Не стоит также ожидать, что нетрадиционные углеводороды будет дешевы. Однако, безусловно, они будут дешевле российского газа, цена на который была и остается нерыночной с момента заключения газового контракта в 2009 году.
Цена нетрадиционных углеводородов обусловлена себестоимостью добычи, которая значительно выше себестоимости добычи традиционного газа и составляет $250 за тысячу кубометров, а то и выше. Колебания цен будут зависеть от конкретных условий.
Геннадий Рябцев,
заместитель директора НТЦ Психея