Холодная война 2.0: какую роль сыграет кибероружие
Мир захватывают кибервойны. Сегодня знания в ИТ-сфере стали средством воздействия на многие сферы жизни как внутри стран, так и на межгосударственном уровне. И даже больше - полноценным оружием массового поражения. Кто ведет это противостояние и какое место в нем занимает Украина?
Политика под прицелом
Еще 50 лет назад для внешнего изменения политического руководства или строя в определенной стране использовались более материальные средства воздействия - оружие, деньги, интервенции. Сегодня же на политическую жизнь демократических стран можно повлиять и другими методами - кибертерроризмом. Украсть данные, скомпрометировать неугодного политика или чиновника, заставить людей выйти на улицы и устроить массовые протесты, вызванные компрометирующей публикацией или фейковой информацией. Именно этот путь и его методы демонстрируют некоторые страны в глобальной борьбе.
Приведу хотя бы несколько самых свежих примеров 2016 года.
Атаки на предвыборный штаб Хиллари Клинтон, серверы Национального комитета Демократической партии, сети комитета Демократической партии США по выборам в конгресс кандидата в президенты США от Демократической партии фактически открыто проводили хакеры из России. Именно так заявили американские спецслужбы.
В современной истории это самый громкий прецедент использования кибертехнологий в таком масштабе с целью изменения политической ситуации. Емкое заявление Хиллари Клинтон о том, что еще никогда не было настолько грубого вмешательства другой страны в президентскую кампанию в США, отлично иллюстрируют уникальность случая и методов политического влияния. Интересно, что эти атаки перекликаются со случаями в Украине, поскольку, по словам американских исследователей, проводились с одного IP-адреса.
Менее резонансным, но не менее острым примером использования кибервозможностей в политической сфере стал взлом украинскими хакерами почты Владислава Суркова, помощника Владимира Путина и куратора боевиков в войне против Украины на Донбассе. Несмотря на утверждения некоторых украинских политиков о "вбросе", СБУ и МВД подтвердили достоверность выложенных в интернет документов, в которых идет речь о методах и планах дестабилизации и захвата Украины.
Отдельно стоит упомянуть об активности Китая, хакеры и шпионы которого атакуют всех и вся. Конечно же, главной целью для Поднебесной остаются США. Что подтверждает информацию о масштабной краже китайскими хакерами секретных военных планов Пентагона, в которых рассматриваются возможные сценарии будущего конфликта с КНР. Такие взломы подрывают веру граждан в силу своих спецслужб и институтов, что на фоне политической борьбы за пост президента и заявлений одиозных кандидатов могут стать причиной лишней нервозности в обществе и привести к политическим последствиям.
Эти примеры, касающиеся как политического, так и других аспектов перманентного противостояния хакеров и киберструктур разных стран, стали достоянием общественности за какие-то два месяца. Такая частота киберконфликтов и атак на политические институты поистине беспрецедентна в наше время.
Атаки на госсектор Украины
Кибервойна имеет свои проявления и в Украине, которая находится в состоянии необъявленной войны с Россией и внутренними силами, не желающими менять устоявшуюся систему коррупции.
Примером последних может служить ряд ddos-атак на Единый реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей, в результате которых ресурс был временно выведен из строя. Последнее нападение было осуществлено в октябре 2016 года.
Читайте также: От киберхудожника до робота-тренера: стартапы на Lviv IT Arena
Стоит сказать и о ddos-атаке системы электронного декларирования, которая в условиях цейтнота подачи деклараций приобретает особенный окрас - целенаправленного саботирования и подрыва доверия к методу регистрации и раскрытия доходов.
В свою очередь взлом аккаунтов Нацгвардии в Twitter и Минобороны - в Twitter и Instagram с размещением на них провокативных и антиукраинских постов и видеороликов - явный пример войны с РФ и идеологический компонент ее политики. Также был взломан сайт Информационного центра Совета национальной безопасности и обороны, на котором был опубликован фейк относительно расследования катастрофы самолета рейса MH17.
Антиинтернет и другие решения
Ответы на возрастающее киберугрозы в разных странах свои - от создания закрытых масштабных сетей секретного пользования до формирования доктрин кибербезопасности.
Так, в РФ создается своя внутренняя сеть министерства обороны. Практически Антиинтернет - сеть серверов, к которым могут подключаться только сертифицированные ПК, флешки и другие носители информации. Кроме того, создан внутренний сервис электронной почты и шифрование передачи данных.
В нашей стране к вопросам кибербезопасности только с недавнего времени стали подходить с надлежащим вниманием, что вылилось в создание столь необходимой Новой стратегии кибербезопасности.
Читайте также: Власти США потеряли контроль над интернетом. Что изменится?
Документ проясняет и формулирует многие важные аспекты и направления развития киберзащиты страны. В частности, установлен приоритет разработки и оперативной адаптации государственной политики в сфере кибербезопасности, достижения совместимости с соответствующими стандартами ЕС и НАТО.
Также в документе говорится, что необходимо активизировать разработку технологий кибербезопасности мобильных средств связи и внедрение механизма обмена информацией между государственными органами, частным сектором и гражданами в отношении угроз критической информационной инфраструктуре.
На сегодня, по сообщению СНБО, создается система защиты только для государственных ресурсов - Национальная телекоммуникационная система. Перед новой системой будет стоять задача полной защиты информационных ресурсов критической инфраструктуры и госсектора от любых кибератак.
Украине нужно активизироваться
Определенно можно утверждать, что на фоне надвигающейся эры холодной войны 2.0 активно идет "горячее" противостояние в другой плоскости - киберпространстве.
Хакеры против государства - тренд последних лет. Отголоски и все чаще непосредственные столкновения в нем обретают не только смутные тени возможных угроз, но и вполне явные очертания реальных методов, способных воздействовать на общественное мнение и политическую атмосферу даже таких гигантских стран, как США.
Что уже говорить об уязвимости Украины, которой нужно намного активнее и быстрее создавать свою систему кибербезопасности и существенно повышать критерии и требования к информационной безопасности граждан и в первую очередь чиновников всех рангов.