Фактор России. Почему растут цены на сжиженный газ
Украинским водителям не позавидуешь. Низкие цены на нефть в этом году не нашли отражения на стоимости бензина в Украине. К тому же второй месяц кряду дорожает сжиженный газ, который уже пять лет считается главной альтернативой дорогому бензину. С начала июля до конца августа 2016 года средние цены в рознице выросли почти на 30% - с 8,20 грн/литр до 10,62 грн/литр.
Причин такого стремительного роста несколько.В первую очередь давление на цену сжиженного газа нагнетала его растущая популярность в стране при абсолютно неразвитой инфраструктуре рынка. В определенной степени можно утверждать, что в подорожании газа в августе виноват дорогой бензин, или, точнее, те, кто решил, что в Украине бензин должен стоить дорого.
Продавая А-95 по 23-24 грн/литр, владельцы АЗС попросту оттолкнули от себя покупателя. И потребитель выбрал альтернативу - сжиженный газ, который еще два месяца назад стоил в три раза дешевле бензина.
Пока реализация самого бензина второй год подряд продолжает падать на рекордные 25-30%, пропан-бутан набирает обороты. В первом полугодии 2016 года продажа автогаза выросла на рекордные 41,6%. Это, пожалуй, единственный товар в Украине после смартфонов с такими темпами роста в кризис.
Растущий спрос отразился на наполнении рынка: если еще пару лет назад месячный объем составлял 60 000-80 000 тонн, то уже в июле этого года - 123 000 тонн. Если бы не подвели с отгрузками основные поставщики из России, то наполнение рынка составило бы все 140 000 тонн.
В Украине пока невозможно быстро нарастить производство автогаза: сейчас работает всего один НПЗ в Кременчуге с 25%-й загрузкой, недорабатывают Укргаздобыча и Укрнафта. В итоге газовый рынок смотрит на заграничный ресурс, но экспортеры оказались не готовы полностью закрыть потребности украинского рынка. Возник дефицит, и цена ушла вверх.
Первыми во второй декаде июня стали расти оптовые цены. Если в начале лета цены на газовозные партии были на уровне 9 500-9 600 грн/тонна ($380/тонна), то к концу они подскочили на 82% - до 17 300 грн/тонна ($685/т).
Вслед за оптовыми котировками с небольшим опозданием начали расти розничные цены на заправках. С начала июля до конца августа 2016 года средние цены в рознице выросли почти на 30% - с 8,20 грн/литр до 10,62 грн/литр.
В итоге, по данным консалтинговой компании UPECO, в январе-августе 2016 года сжиженный газ стоил в среднем 8,73 грн/литр или 42% от стоимости бензина А95 на АЗС.
Главными факторами, которые привели к подорожанию газа, стали проблемы с отгрузкой ресурса из России, доля которой в общем балансе рынка составляет около 50%, а в структуре импорта - целых 70%.
Начиная с июня трейдеры стали все чаще сетовать на нерегулярные отгрузки, простои, пересмотр обещанных объемов на отгрузку. К нерегулярности добавилось возросшее потребление в России, которое повысило спрос и цены внутри страны и перетянуло часть поставок, подготовленных для экспорта в Украину.
Ажиотаж еще больше подогрела авария, которая в конце июня произошла на Локосовском газоперерабатывающем заводе. ГПЗ, расположенный в Западной Сибири с мощностями переработки 2,1 млрд куб м в год, является самым мощным в структуре Лукойла. На заводе перерабатывается попутный газ с западносибирских месторождений.
Поскольку в первой половине 2016 года Лукойл в разы нарастил поставки сжиженного газа в Украину - до более чем 110 000 тонн, став вторым поставщиком после Роснефти, то авария на Локосовском ГПЗ в далекой Сибири аукнулась дефицитом и повышением цены в Украине.
С увеличением цен и недостатком ресурса на рынке все активнее заговорили о возвращении смеси пропана и бутана технических из Казахстана, который утратил интерес к украинскому рынку. До недавнего времени Казахстан входил в тройку основных поставщиков LPG. Однако сейчас экспортный потенциал страны направлен на Азию (Таджикистан, Афганистан и Китай).
Причиной такого разворота стала ценовая ситуация. Вследствие проседания котировок на газ в 2014-2016 годах казахам стало невыгодно отгружать его в адрес украинских трейдеров. Импортеры говорят, что Украина будет выгодной для казахов только в случае роста цен до $500/тонна.
Конечно, украинские трейдеры были не готовы к такому развитию событий. Неготовность, прежде всего, выражалась в дефиците мощностей хранения. Все базы в Украине насчитывают чуть больше 30 000 тонн: если в прошлом году этот объем составлял 30% месячного рынка, то сегодня - менее четверти. Безусловно, долго работать рынок "с колес" не будет, любая задержка чревата дефицитом и ростом цен.
В период дефицита трейдеры озаботились диверсификацией поставок. Компании Надежда и WOG привезли первые партии пропан-бутана из Литвы (с Мажейкяйского НПЗ польской группы Orlen). Но это единичные поставки.
Отсутствие полномасштабной диверсификации объясняется привлекательными ценами, особенно на российский ресурс. В 2016 году сложилась ситуация, когда отечественный рынок сжиженного газа на 50% стал зависеть от российских производителей, и российские производители подвели украинских потребителей.
В этом году снова оправдался прогноз, что новая "газовая игла" из РФ несет в себе не только геополитические риски, но и является проблемой с точки зрения источников поставок.
Таким образом, на сегодняшний день динамично развивающийся украинский рынок сжиженного газа снова находится в ситуации перманентного дефицита. Сокращение внутреннего производства, отсутствие мощностей для накопления сжиженного углеводородного газа, а также привязка к двум странам-производителям делают его крайне уязвимым и волатильным. А значит, можно ожидать новые сложно объяснимые ценовые качели.
Автор: аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко