Европа запретила российскую монополию в атомной энергетике
В прошлом году на атомных электростанциях было произведено почти 41% электроэнергии в Украине. Причем впервые за несколько лет единственным поставщиком ядерного топлива была российская компания ТВЭЛ. Новое правительство поспешило избавится от такой энергозависимости и в апреле продлило контракт с американским поставщиком топлива Westinghouse. Это вызвало нешуточную дискуссию, безопасно ли использовать американское топливо в "советских" АЭС.
Эксперт в области атомной энергетики Ольга Кошарная разъяснила ЛІГАБізнесІнформ, чего в таком решении больше - политики, экономики или безопасности.
В конце мая 2014 года Европейская комиссия представила новую стратегию энергетической безопасности (Communication from the commission to the European Parliament and the Council "European Energy Security Strategy"). В довольно резком тоне в документе упоминается Россия как страна, чья политика в ядерной отрасли не позволяет европейским странам проводить диверсификацию поставок топлива. Российская ТВЭЛ, единственная из всех мировых компаний, привязывает строительство своих атомных блоков к пожизненной поставке своего же топлива. Учитывая, что реакторы на российском топливе есть в Венгрии, Чехии, Словакии, Финляндии, такое положение дел не устраивает ЕС.
"В связи с этим отдельного внимания требуют инвестиции в новые ядерные электростанции, которые будут строиться в ЕС по неевропейским технологиям, для того чтобы гарантировать, что эти АЭС не будут зависеть только от РФ в поставках ядерного топлива: возможность диверсификации поставок ядерного топлива должна быть условием для любых новых инвестиций", - говорится в новой стратегии энергобезопасности ЕС. Более того, как следует из документа, диверсификация поставок топлива необходима для АЭС всех европейских операторов.
Это абсолютно новое слово в европейской энергетической политике. И если хорошо присмотреться, Украина может оказаться в ее авангарде. В настоящее время компания-оператор атомных станций Энергоатом реализует проект по квалификации ядерного топлива компании Westinghouse (США) на украинских АЭС. В случае успешного завершения опытно-промышленной эксплуатации Украина получит альтернативного поставщика и российской ТВЭЛ придется потесниться.
Следующим этапом на пути уменьшения зависимости от России в ядерной энергетике должна стать диверсификация поставщиков сырья и услуг на отдельных стадиях ядерно-топливного цикла. Например, на мировых рынках следует закупать недостающий концентрат урана, а также услуги по изотопному обогащению урана. Так делает большинство европейских стран, и даже Чехия, которая эксплуатирует российские тепловыделяющие сборки (ВВЭР). Это наиболее дорогостоящие стадии в цене готового ядерного топлива. Пока что в соответствии с условиями контракта между Энергоатомом и ТВЭЛ Украина получает готовые тепловыделяющие сборки (ТВС), цена на которые с каждым годом растет.
На прошлой неделе руководство Энергоатома заявило, что рассматривает возможность строительства энергоблоков на существующих и новых площадках с использованием западных, а не российских реакторных технологий. Одной из таких площадок может стать Южно-Украинская АЭС, где еще при СССР было предусмотрено строительство четырех энергоблоков, но возведено всего три. Естественно, такие реакторы должны работать на "западном" топливе, что снизит зависимость Украины от российских ядерных технологий.
Надо отметить, что в ЕС ядерная энергетика наконец признана низкоуглеродной технологией, то есть технологией, которая соответствует энергетической политике по уменьшению выбросов парниковых газов.
В Совместном заявлении министров энергетики G7 по итогам заседания в Риме 6 мая этого года предельно четко сказано, что в долгосрочной перспективе жизненно важно обеспечить диверсификацию структуры энергетики с внедрением низкоуглеродных технологий - возобновляемых источников и атомной энергетики.
Украина сегодня располагает 13,8 ГВт установленных мощностей АЭС, что позволяет в год избежать выброса 117 млн тонн эквивалента СО2. Это совсем не мало: для сравнения, во всем ЕС этот объем равен 436 млн тонн. Поэтому, если неуклонно следовать трендам европейской энергетической политики, украинская ядерная энергетика будет иметь хорошие перспективы.