Борьба без правил. Как СБУ работает против бизнеса
В феврале этого года импортеры сжиженного газа были вынуждены выйти к прессе как к последней инстанции, чтобы рассказать о войне, которую им объявила Служба безопасности Украины.
Отдельные поставщики почуяли неладное еще летом прошлого года, а в ноябре сомнений уже не осталось - против отрасли началась системная работа. Таможня получила от СБУ ориентировки на ряд компаний, которые стали фигурантами некоего дела по статье о финансировании терроризма.
В результате грузы оказались заблокированы на колесах на многие дни. По отдельным грузовладельцам простои превысили 110 суток. Но и этого СБУ оказалось мало: силовики инициировали через Министерство экономического развития и торговли введение спецсанкций против 16 импортеров сжиженного газа в виде запрета внешнеэкономической деятельности.
Для данного бизнеса это равноценно расстрелу.
На первый взгляд, дело серьезное: финансирование терроризма как-никак. По мере ознакомления с документами сомнений не возникает - безусловно, мы имеем дело с терроризмом. С терроризмом СБУ и прочих задействованных в этой спецоперации ведомств в отношении отечественного бизнеса.
Народный депутат Сергей Лещенко опубликовал письмо первого зама главы СБУ Павла Демчины, в котором он просит вице-премьера Степана Кубива наказать импортеров сжиженного газа. Анализ этого шедевра позволяет понять, насколько брутально действуют госорганы и насколько они непрофессиональны.
Читайте также: Новый Курченко? Почему под санкции СБУ попало 40% рынка автогаза
В письме в частности идет речь о компании СВГ Плюс, которая на рынке известна как оператор ВЭД в группе полтавских компаний Автотранс - одного из старейших участников рынка сжиженного газа.
По словам Демчины, СБУ в ходе своей деятельности "в рамках защиты экономического потенциала Украины, а также предупреждения, обнаружения, приостановки и раскрытия преступлений против мира и безопасности человечества" установила, что СВГ Плюс и связанные с ней структуры импортируют горюче-смазочные материалы с нарушением действующего законодательства.
По данным СБУ, эти фирмы поставляют топливо из России и Беларуси и используют схему непрямых контрактов с целью аккумуляции средств на счетах офшорных структур. Возмутительно, не правда ли? Только даже если это так, где здесь нарушение закона?
По утверждению Демчины, такая схема применяется для "безосновательного занижения таможенной стоимости импортируемого товара, утаивания направления использования средств… и возможного направления части средств на финансирование террористических организаций".
Очевидно, что сказанное в основном является плодом фантазии. Но есть тезис, который должен был насторожить МЭРТ перед тем, как вводить санкции на основании таких высокохудожественных творений СБУ.
Речь о занижении таможенной стоимости с помощью офшоров. Такие фокусы уже давно невозможны, поскольку определение таможенной стоимости происходит не на основании контрактов, а с помощью системы оценки рисков и котировок на энергоресурсы. Благо, индикаторов хватает. К слову, такая же система работает и при растаможке автомобилей - у таможенников есть четкая шкала оценочной стоимости. Уж где-где, а в МЭРТ это должны были знать.
Из этой же серии и утверждение Демчины о том, что импортеры сжиженного газа заявляют неправдивые данные, необходимые для определения кода товара, которые позволяют безосновательно применять минимальные ставки акцизного сбора, пошлин и НДС и добиваться неправомерного освобождения от таможенных платежей или уменьшения их размера.
Об НДС мы уже сказали в контексте определения таможенной стоимости - это нереально. Теперь об акцизе. Этот тезис вообще кричащий, поскольку ставки акцизов на сжиженный газ, бензин и дизтопливо в Украине унифицированы. И сделано это как раз для того, чтобы обнулить вероятность злоупотреблений.
Что же касается сжиженных газов, то здесь налог унифицирован настолько, что даже широкая фракция легких углеводородов, используемая в качестве сырья для производства сжиженного газа, - и та облагается такой же ставкой, как готовый пропан-бутан. С бензином такая же история: введение в прошлом году стандартной бензиновой ставки на различные компоненты, с помощью которых в Украине производилась "бодяга", позволило резко - почти в три раза - снизить объемы фальсификата на рынке.
Несмотря на столь спорные - если не сказать лживые - утверждения Службы безопасности, Минэкономики 10 февраля объявило о введении санкций в отношении 16 импортеров и 8 их зарубежных контрагентов.
Правда, уже 23 февраля, после начала протестов бизнеса, ведомство информировало о частичной отмене санкций, а 10 марта полностью отказалось от своей затеи. Формальным основанием для этого стало новое письмо СБУ, в котором сообщается, что подозрения Службы не подтвердились.
Хеппи-энд? Позвольте, а кто ответит за многодневные простои и многомиллионные убытки украинских предпринимателей? Кто извинится за обвинения в терроризме и в работе с Курченко, которые предъявил, например, глава президентской администрации Игорь Райнин?
А как оценить ущерб от писем сотрудников СБУ для инвестиционного климата страны, когда интернациональная деловая общественность имела удовольствие снова наблюдать условия работы в Украине? Избежать подобных рецидивов можно лишь путем внесения изменений в законодательство, и сделать это может только бизнес. Вопрос в другом: захочет ли? Точнее, хватит ли полученного в ходе недавней встряски заряда?
Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы А-95