В Украине есть бессменная традиция: каждую осень мы спрашиваем себя, готова ли страна к осенне-зимнему периоду? Эта осень - не исключение. Но есть и существенная разница. В стране существенно выросла цена на газ. Было 5 этапов роста тарифов на электроэнергию для населения (последний - в марте этого года). Большая часть полученных денег от 2-го, 3-го, 4-го и 5-го этапов пошли на повышение тарифов тепловой генерации (производят электроэнергию путем сжигания угля), в частности на Роттердам+, который был введен в апреле 2016 года. Для этого также еще на 20% были увеличены тарифы для бытовых потребителей (бизнес, бюджет).

Такие решения предполагают дополнительные десятки миллиардов гривен ежегодно. Только Роттердам+, который должен был гарантировать энергетическую независимость, уже принес 20 млрд грн сверхприбылей тепловой генерации. Эффективность использования тарифных средств и результат для потребителя от такого повышения - это вопросы более широкого исследования. Получило ли государство и потребители от повышения тарифов элементарную базовую вещь - энергетическую безопасность и надежность в обеспечении топливом в период осенне-зимних пиковых нагрузок?

Читайте также: Роттердам в минус. Государство будет кредитовать закупки угля

В прессе часто акцентируется внимание на том, что к зиме должно готовиться именно государство. В реальности в отрасли работают конкретные компании - как государственные, так и частные. И это в первую очередь их обязанность - обеспечить запас топлива накануне зимы. Тарифами им уже оплатили их услуги. Давайте проанализируем ситуацию в каждой из таких компаний.

НАК Нафтогаз Украины (руководитель А. Коболев, коммерческий директор Ю. Витренко)

Нафтогаз Украины продает газ населению и теплокоммунэнерго, обеспечивающих потребителей теплом. По состоянию на 1 ноября этого года запасы газа в подземных хранилищах газа (ПХГ) составляли 16,9 млдр кубометров, - это на 16,6% больше, чем было год назад. Нафтогаз контролирует более 90% газа в ПХГ.


Донбассэнерго (руководитель Э. Бондаренко, коммерческий директор А. Ларионов)

Донбассэнерго - самая маленькая компания тепловой генерации. Она владеет Славянской ТЭС, контролируя около 6% тепловой генерации в стране. Донбассэнерго работает исключительно на антраците, который в Украине на контролируемых территориях не добывается. По состоянию на 1 ноября запасы угля на складах составили 261 700 тонн, - это на 153,8% больше, чем год назад и на 27,9% больше, чем предусмотрено планом, утвержденным Минэнерго.

Центрэнерго (руководитель А. Коземко, коммерческий директор А. Башлаев)

Центрэнерго владеет тремя ТЭС: Трипольской (антрацит), Углегорской (газовая группа угля) и Змиевская (смешанная). Компания контролирует около 15% тепловой генерации. В Центрэнерго запасы на складах на 10-26% меньше, чем предусмотрено планом Минэнерго. Антрацитовые блоки Змиевской ТЭС остановлены из-за отсутствия топлива.

ДТЭК (руководители М. Тимченко, Д. Сахарук, коммерческий директор В. Бутенко)

ДТЭК контролирует около 79% тепловой генерации. Кроме того, ДТЭК владеет шахтами, добывающими около 80% всего угля в Украине (марка Г). Тем не менее, у ДТЭК наибольшее отставание от плана утвержденного Минэнерго: антрацита на складах ТЭС меньше на 77%, а марки Г - на 80%. Эти запасы ТЭС ниже на 55%, чем было год назад..


По состоянию на 1 июля на счетах ДТЭК оставалось 4,4 млрд грн, что на 242% больше, чем на 1 июля 2016 года. Компании, связанные с ДТЭК в августе на приватизации купили 25%-е пакеты акций пяти крупных энергетических компаний. Также ДТЭК объявила о выкупе акций у миноритарных акционеров Западэнерго, Днепрэнерго, Днепроблэнерго.

Очевидно, средства для этого есть. Предприятия группы ДТЕК Павлоградуголь, Днепрэнерго, Днепроблэнерго выплатили акционерам дивидендов на общую сумму около 2 млрд. грн.

Это свидетельствует о том, что у компании нет проблем с финансовой ликвидностью. Тем не менее, уголь не закуплен - у ДТЭК худшие показатели складов угля, как по плану утвержденному Минэнерго, так и по сравнению с прошлогодними показателями.

Что в результате?

Наличие газа в ПХГ вопросов не вызывает - запасы Нафтогаза на 17% выше, чем год назад.

Донбассэнерго демонстрирует хорошие запасы угля - в 2,5 раза выше прошлогодних показателей. Более того, у Донбассэнерго запасы угля на 28% выше, чем предусмотрено планом Минэнерго. Их сегодняшние склады обеспечат работу ТЭС на 50 дней.

Центрэнерго показывает результаты похуже: их запасы на 10%-26% ниже плана.

Но самые худшие показатели - у ДТЭК, которая контролирует почти 79% тепловой генерации. Запасы на складах на 77-80% ниже плана. Хотя в это же время компания экспортирует украинскую электроэнергию в другие страны объемом, эквивалентным почти 1,8 млн тонн угля (за 9 месяцев 2017 года).

И здесь возможны два варианта: либо непрофессионализм и безответственность менеджмента компании, или желание создать давление и шантаж государства ради нового повышения цен на электроэнергию. Поскольку я высоко оцениваю профессионализм менеджмента ДТЭК, по моему мнению, второй вариант является более вероятным.

Но министр энергетики Игорь Насалик делает вид, что проблемы нет и щедрым жестом предлагает выдать еще 1,5 млрд грн компании ДТЕК за счет будущего повышения цены электроэнергии для потребителей.

Согласитесь, довольно странно, что мы после всего масштабного повышения тарифов обсуждаем проблему ровно такую ​​же угольную проблему, которая была и до повышения тарифов. Ради чего же тогда повышение? Куда ушли деньги? Кто будет отвечать за использование десятков миллиардов гривен тарифных средств?

А фактическая монополия при лояльных чиновниках снова и снова сможет создать дефицит угля, под предлогом, что теперь это проблема государства - платите больше, ведь без нас зиму не переживете. Именно в этом и заключается вся "красота" монополии.
Андрей Герус, глава Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг

*текст було оновлено після виходу публікації