Без альтернативы. Как Россия убивает зеленую энергетику в Крыму
Крым всегда был энергодефицитным регионом. Около 90% электроэнергии для полуострова поставлялось с материковой Украины. Развивать собственную генерацию, используя ископаемое топливо, здесь не решались в связи с пагубным воздействием на экологию региона, имевшего статус главного курорта Украины.
Разрешить энергетические проблемы Крыма без какого-либо вреда его курортному статусу могла возобновляемая энергетика. Впрочем, попытки бывшего правительства Крыма поддерживать зеленую стратегию развития полуострова были не более чем декларациями.
Несмотря на огромный потенциал солнечной и ветровой энергии, заявленные проекты по строительству солнечных (СЭС) и ветроэлектростанций (ВЭС) суммарной мощностью свыше 3 500 МВт, предполагавших использование современного оборудования и технологий, так и не были реализованы.
После аннексии и Крыма Россией, проблема дефицита электроэнергии только усугубилась. Но вместо того, чтобы развивать собственную зеленую генерацию оккупационные власти решили от нее просто отказаться.
В мае так называемый глава оккупационной администрации Крыма Сергей Аксенов заявил, что использование зеленой электроэнергии на полуострове не представляется возможным из-за ее высокой стоимости. Реальные причины совсем другие.
На протяжении долгого периода времени Крым был экспериментальным ветроэнергетическим полигоном для реализации государственных программ в сфере зеленой энергетики. Правда, эти программы разрабатывались без учета мировых стандартов, позволяющих эффективно использовать энергию ветра.
Выбор моделей ветротурбин и площадок для их размещения происходил, как правило, на основе административно-силовых решений, а не научно-технических расчетов. В результате, большая часть ВЭС, построенных на полуострове, простаивала основную часть времени, представляя собой техногенный элемент ландшафта.
В настоящее время установленная мощность ветроэнергетического парка Крыма - 87,8 МВт, из которых 63,8 МВт относятся к числу ВЭС, построенных в рамках правительственной Комплексной программы от 1997 года.
Единственная современная ВЭС, введенная в эксплуатацию накануне аннексии Крыма, - это Керченский ветропарк мощностью 25 МВт. На его долю приходится основная часть генерации ветровой электроэнергии в Крыму. Несмотря на низкий тариф (сейчас - 3,25 рубля за кВт-час), ветростанция продолжает работать с эффективностью, сопоставимой ВЭС в Германии. С момента аннексии Крыма развитие ветроэнергетики на полуострове практически остановилось.
Неэффективность работы ветроэнергетического сектора Крыма имеет старые корни. В Украине для развития ветроэнергетики был выбран путь производства лицензионных ветроэнергетических установок (ВЭУ).
Кабинет Министров в 1997 году принял Комплексную программу строительства ВЭС. Главная цель документа - вовлечение предприятий оборонного комплекса в изготовление ветроагрегатов и создание национального производства ветровых турбин. В итоге 12 лет Украина осваивала изготовление морально устаревших маломощных машин, в то время как мировая ветроэнергетическая отрасль стремительно двигалась вперед к производству ветротурбин мегаваттного класса.
Более того, полный ввод предусмотренных в программе 2000 МВт мощностей был возможен лишь при 100% финансировании за счет так называемой целевой надбавки в размере 0,75% к тарифу на электроэнергию. Однако средства, собранные благодаря надбавке, так и не были полностью выделены для строительства ВЭС.
В реальности при грамотной энергетической политике решить проблему энергодефицита полуострова достаточно просто. Мировых примеров успешного использования технологий возобновляемой энергетики для практически 100% энергоснабжения именно островов и полуостров достаточно много, включая острова Дании и Швеции.
Те 2000 МВт ветроэнергетических проектов, которые прошли стадию проектирования еще до аннексии Крыма, могли бы стать платформой для строительства современных ветропарков, экологичность и эффективность которых была бы намного выше дизельных генераторов, завозимых оккупационными властями и намного дешевле энергомоста стоимостью 50 млрд рублей.
Вместо этого, предлагаются различные проекты по строительству газовых или дизельных станций на территории Крыма, радостно анонсируются другие гигантские проекты по решению вопросов энергообеспечения полуострова на основе "привязывания" его к территории РФ.
Все эти проекты объединяет одно. На их реализации зарабатывают компании, принадлежащие окружению Владимира Путина. Очевидно, что при таком положении дел, развивать зеленую энергетику в Крыму у оккупационной власти нет никакого резона.
Автор: глава Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрей Конеченков