Американский рецепт. Как избавиться от газовой кабалы
Украина продолжает терять прекрасные возможности в энергетическом секторе. Мир продолжает двигаться вперед, а Украина почему-то плетется позади.
Сегодня мир уже изменился вследствие высоких цен на энергоносители. И эти изменения касаются не только снижения потребления, но и внедрения энергосберегающих технологий. Кроме того, речь идет об использовании новых энергетических ресурсов - это заметная тенденция последних лет.
Еще 5-6 лет назад никто не мог предположить, что на шельфе Израиля будут найдены залежи газа. Добыча газа на шельфе Бразилии, в Северной Африке, внедрение инновационных технологий способствуют изменениям мирового газового рынка. Сегодня меняется конкуренция на газовом рынке Европы, Северной Америки. Возможно, со временем, глобальные газовые рынки все более будут связаны между собой.
Лучшим примером изменяющейся ситуации можно назвать сланцевую революцию в США. Еще 6-7 лет назад никто не предполагал, что США будут добывать больше газа, чем Россия. Этому способствовали, прежде всего, высокие цены на газ, которые были на уровне тех, которые Украина сегодня платит за импортируемый носитель. Это подтолкнуло инновационное мышление.
Указанные изменения повлияли и на сектор услуг. Снижение цен на газ способствовало снижению расходов сектора. И, как следствие, сейчас цены составляют ¼ от прошлых цен и тех, которые Украина платит за импортируемые энергоносители. Можно говорить, что в Украине сложилась уникальная ситуация. Однако каждая страна говорит, что ситуация в ее энергетическом секторе уникальна. И само по себе это уже не уникально.
Никому не нравится повышать цены на энергоносители. Когда в США растут цены на газ, президент Барак Обама начинает нервничать. Украина здесь не исключение. Но в стране при цене импортируемого газа в $400, местным производителям он продается по $100. Фактически, экономика субсидируется. Мне неизвестно, какой должна быть реальная цена, но для этого есть рынок, который должен ее устанавливать.
Сегодня в плане потребления Украина стагнирует. Страна потребляет ресурсов даже больше, чем Россия. Но при этом в вопросах геологоразведки, поиска новых видов топлива Украина пробуксовывает и отстает от всего мира. Предлагаемые решения по улучшению ситуации не являются уникальными. Прежде всего, нужно информировать гражданское общество о тех проблемах, которые существуют в энергетическом секторе. Ведь невозможно проводить политику, которую не поддерживают граждане. Необходимо, чтобы общество было вовлечено в процесс решения этих проблем. Если Украина хочет иметь стабильную экономику, необходимо строить стабильное окружение, которое бы не зависело от политических настроений и влияний.
Наиболее уязвимыми для Украины остаются отношения с Россией. Возможно, Россия не слишком дружественно воспримет идею энергетической стабильности Украины. И здесь свою роль могут сыграть иностранные инвесторы, хотя это и не панацея.
Еще с момента обретения независимости западные компании постоянно заявляют о себе в Украине. Но, вспомните, добывающая компания Marathon в свое время ушла с рынка, мотивируя это тем, что в стране сложные условия ведения бизнеса. Сейчас в Украину приходят крупные компании мирового уровня, имеющие огромный технологический капитал. И если Украина хочет что-то получить в энергетическом плане, следует думать не только в масштабах технологий и капитала. Нужно думать о повышении стандартов ведения международного бизнеса.
В многостраничных контрактах должны быть четко выписаны права и обязанности. Если компания инвестирует миллиарды долларов, то она захочет знать, какой у нее будет доступ к рынку, какое на нем будет ценообразование, каким будет доступ к инфраструктуре, какой будет защита для инвестора. Инвестор смотрит на расходы, на возможности. И, исходя из этого, делает вывод о том, куда инвестировать: в Украину или Мозамбик.
Выплата бонусов в $100 млн. не должна быть окончательной целью для правительства. Когда, например, украинский министр начинает говорить, что газ нужно продавать по определенной цене еще до того, как начата геологоразведка, это выглядит не слишком обнадеживающе для инвестора. Правительство должно это понимать.
Инвестиционные проекты в сфере энергетики долгосрочны и потому не должны осуществляться ради сиюминутной выгоды. Лишь через 5-10 лет можно будет узнать, сработал проект или нет, будет найдена нефть на шельфе или нет, будет ли внедрено производство из нетрадиционных источников или нет.
Эдвард Чау (Edawrd C. Chow),
эксперт по вопросам международной энергетики, старший научный сотрудник программ по вопросам энергетики и национальной безопасности Центра стратегических и международных исследований (США)