Зарисовки из Швейцарии: здесь вам никогда не прославиться
Ежегодный рейтинг "Индекс счастья", проводимый под эгидой ООН, регулярно выводит Швейцарию в лидеры. В прошлом году страна занимала первое место, в рейтинге 2016-го ее обошла Дания. Для оценки показателя используются уровень ВВП на душу населения, продолжительность жизни, наличие гражданских свобод и чувства безопасности, а также результаты опроса населения. Безусловно, высокий уровень жизни в стране дорогих часов и высокогорных озер ощутимо влияет на результат, но им не ограничивается. Большинство людей в стране чувствуют себя счастливыми и самодостаточными, что, возможно, связано и с особым взглядом на жизнь, успех и славу. Ольга Слисаренко, менеджер по форматам 1+1 медиа, рассказывает о собственных наблюдениях за жизнью и мировоззрением швейцарцев.
Марселю 77 лет. У него есть маленький порш-кабриолет, двухэтажный дом на золотом берегу озера Цюрих, по которому он до сих пор выплачивает кредит, и строгая жена Майки, разрешающая есть сладкое только по воскресеньям, а мясо - по вторникам. И это не ее выдумка, а рекомендации местного министерства здоровья, каждый год отправляющего письма с советами по диете всем гражданам Швейцарии с учетом их возраста и результатов ежегодного обследования.
Сегодня как раз воскресенье, и мы едим каштановые пирожные и круассаны. Марсель достает папку, где аккуратно сложены вырезанные статьи из местной газеты Neue Zurcher Zeitung о Надежде Савченко.
- У меня много вопросов об этой женщине, - говорит мне Марсель.
- Хочешь о ней кино снять? - удивленно спрашиваю я.
До выхода на пенсию Марсель работал в банке, сейчас же его самая большая страсть - кино. Он даже записался в местный киноклуб, где такие же, как он, седовласые режиссеры-аматоры снимают фильмы и устраивают показы друг для друга. Пару лет назад его чем-то покорил белый медведь, и теперь он, как шальной, в свои 77 гоняется за ним по планете, пытаясь заснять какие-то выдающиеся сцены из жизни зверя.
- Ну как, тебе понравилось? - стеснительно спрашивает он после просмотра фильма.
- Гениально! Давай отправим фильм на фестивали, - предлагаю я. Представляешь, ты станешь знаменитым. Вся пресса о тебе напишет, в 77 лет преследовать белого медведя - это же сколько репостов и шеров.
- Нет, что ты. Я же для себя это снимаю и для своего клуба. Не хочу никаких фестивалей.
- Он не хочет не потому, что ему 77, а потому, что он коренной швейцарец, - объясняет мне 39-летний ТВ-продюсер Хансйорг, тоже, кстати, коренной швейцарец.
- Что-то я не понимаю…
- Сколько выдающихся швейцарских футболистов ты знаешь?
- Ну, я не футбольный фанат.
- Хорошо, назови мне выдающихся швейцарских артистов, писателей? Как зовут молодого наследника компании Rolex? Где топ-менеджеры горячее - в Credit Suisse или Julius Baer, с кем зажигает CEO Nestle? Кто у нас звездные сыровары?
- Эээ, - выдаю я невнятное мычание вместо ответов.
- Все знают эти компании, но никто не знает, кто за ними стоит. Все просто. Мы нация, которой не нужны герои.
- Как это - нация без героев? А кем же вы гордитесь? А Роже Федерер? - наконец-то я вспомнил хоть одного именитого швейцарца.
- Мы гордимся тем, что мы швейцарцы. А Роже Федерер - он один, он больше, чем Швейцария, и у него идеальная репутация, ни одного скандала. Иначе он просто не смог бы сюда вернуться.
Почему в Швейцарии нет героев? Первое, что приходит в голову, - потому что у них никогда не было королей, а короли, как известно, были главными героями, избранными, наместниками Бога на Земле. Королей заменили президенты, революционеры, инженеры, Стив Джобс, Илон Маск. Но причина, мне кажется, совсем в другом.
В детстве мне мама говорила, что я должна стать прежде всего самостоятельной и независимой, мою подружку Вику учили, что главное - удачно выйти замуж. 77-летнего Марселя, 39-летнего Хансйорга и остальные 7 миллионов швейцарцев их родители учили и учат быть достойными людьми, гражданами своей страны. В Швейцарии нет звезд. Хочешь быть звездой? Пожалуйста, езжай делать карьеру в какой-то другой стране. 21-летняя швейцарка Кристина Базан, одна из самых популярных фешен-блогерш в мире, любит рассказывать историю о своем тяжелом швейцарском детстве в пригороде Женевы, где все одноклассники обожали тишину и серость, а ей часто перепадало за желание выделиться. Свой талант она смогла раскрыть, переехав в Лос-Анджелес. И хоть паспорт у Кристины швейцарский, родилась она в Минске, в семье белорусов. Швейцарской девушке попросту не пришло бы в голову становиться фешен-блогером и звездой.
Вместе с моей 27-летней приятельницей Лизи, коренной швейцаркой и учительницей немецкого и английского языка, мы собираемся смотреть швейцарскую версию "Холостяка". У Лизи внешность топ-модели, но она считает, что в Швейцарии просто все красивые. Она родом из Берна, но недавно переехала в Цюрих ради своего парня, 29-летнего Патрика, тоже коренного швейцарца. Патрик работает в страховой компании и весь вечер увлеченно рассказывает о новом виде страхования "на случай, если свадьба не состоится". "То есть, сделав девушке предложение, парень может обратиться в страховую и купить эту новую услугу. А вдруг она скажет "нет" возле алтаря? Тогда ему вернут все деньги, потраченные на подготовку к свадьбе. Разве это не гениально?". Его монолог прерывает "Холостяк" - 3-й сезон. И третий сезон подряд его снимают в Таиланде, потому что в разы дешевле, чем в Швейцарии. Швейцарский холостяк - это какая-то юмористическая версия популярного шоу. Главный герой - модель.
- Ну почему они не пригласили на эту роль Рене Брюхальта? - удивляюсь я.
- А кто это? - интересуется Лизи.
- Как это кто?! Это же новый Джеймс Бонд финансового мира. Он борется с отмыванием денег в Ватикане и еще он чертовски хорош, - распыляюсь я.
- Наверное, ты это прочитала в какой-то британской прессе, местная бы никогда так не написала - Джеймс Бонд финансового мира, - хихикает Патрик - Парень просто делает хорошо свою работу, что тут необычного?
Мы возвращаемся к "Холостяку". Большинство девушек-участниц из Германии, Австрии и Италии. "Швейцарок очень мало, мы просто на такое не пойдем, это же нужно быть сумасшедшей, чтобы хотеть в телевизор", - объясняет мне Лизи. "Нормальная швейцарская девушка не должна быть слишком амбициозной, все равно к 34-36 годам с появлением первого ребенка работу придется бросить и сидеть с детьми. Няня - это очень дорого, и заново карьеру можно сделать, только имея амбиции, нам это не нужно". Конечно, я пытаюсь это все списать на то, что швейцарские женщины только в 1971 получили право голоса, а в полукантоне Аппенцель-Иннероден с населением более 15 000 человек - только в 1991 году. "Моей бабушке, прабабушке жилось отлично без права голоса, - парирует Лизи. - Если в Швейцарии чего-то нет, значит, нам это не нужно".
Сегодня у Анук, внучки Марселя, день рожденья. Ей исполняется 5 лет. Анук вместе с родителями и младшей сестрой Алесандрой живут в самом безопасном и семейном районе Цюриха, который к тому же в этом году был признан и самым счастливым районом города. В местном детском саду всего 30% детей экспатов, в то время как в других районах города всего лишь 30% детей - швейцарцы.
Швейцарские дети знают о Микки-Маусе, Монстер Хай и других современных игрушках, но любят они по-прежнему только Глоби. Он точно самый главный швейцарский герой
Когда гости разошлись, Анук просит Марселя почитать ее любимую сказку о Глоби. Глоби - это такой голубой попугай в берете и штанах в клетку, он все время путешествует по Швейцарии и рассказывает, какая это прекрасная страна. Когда Марселю было 5, его мама также читала ему сказку о Глоби. Швейцарские дети знают о Микки-Маусе, Монстер Хай и других современных игрушках, но любят они по-прежнему только Глоби. Он точно самый главный швейцарский герой.
Когда Анук уснула, Марсель возвращается к разговору о Надежде Савченко, он не понимает ее феномена и популярности. Неужели она единственная заключенная из Украины, что за нее так сражались? Он не понимает, почему она стала героем: а как же другие - они что, не украинцы? Почему за них Украина так отчаянно не борется, как за нее? И тут неожиданно он рассказал мне историю, которой не было в швейцарской прессе, он ее знает от своего приятеля по киноклубу, который работал в правительстве.
Когда в 2001 году в Нью-Йорке атаковали башни-близнецы, дочь действующего тогда президента Швейцарии была в эпицентре событий. Она выжила, но была страшно напугана и позвонила отцу с просьбой прислать самолет. Он ответил, что если совет конфедерации примет решение отправить самолет за швейцарскими гражданами в Нью-Йорке, она обязательно попадет на рейс. В Швейцарии нет героев, нет избранных. Максимум, можно быть первым среди равных.
Автор: Ольга Слисаренко, менеджер по форматам 1+1 медиа
Подписывайтесь на аккаунт Самообразование на ЛІГА.net в Facebook: все самые интересные события и материалы о саморазвитии в одной ленте.